Древняя Греция и Древний Рим, кажется, придумали и опробовали на своем опыте практически все, начиная от политических систем и заканчивая различными сексуальными девиациями.
Последний из хороших
Античный мир знал правителей-воинов, правителей-хозяйственников, правителей-дипломатов. Некоторым удавалось успешно совмещать в себе эти ипостаси. Но правитель-философ — явление редчайшее. Конечно, некоторые власть имущие мнят себя таковыми, но это, мягко говоря, не соответствует действительности.
Во второй половине II века Римская империи переживала эпоху наивысшего расцвета. И именно в это время ее императором стал настоящий философ. И, как ни странно, он более чем успешно справлялся с управлением величайшим государством древнего мира на протяжении почти двух десятилетий.
Марк Аврелий Антонин был в этой череде пятым и последним.
Особенности римского усыновления
Он родился 26 апреля 121 года в семье сенатора испанского происхождения. Отцом его был Марк Анний Вер, а матерью — Домиция Луцилла, дочь консула 109 года Публия Кальвизия Тулла Рузона.
Изначально он носил такое же имя, как отец и дед: Марк Анний Вер. Но сначала он был усыновлен третьим мужем матери императора Адриана — Домиции Луциллы Паулины — Публием Катилием Севером, а в 139 году, после смерти названого отца, его усыновил император Антонин Пий, после чего он получил имя Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.
Для Рима тех времен подобная практика усыновлений являлась обычным делом. Правители зачастую подбирали себе наследников, не полагаясь на случайность рождения, а выбирая уже готовых и перспективных «сыновей»: дальних родственников или вовсе людей не из своего рода, но уже продемонстрировавших свои таланты. Дед Марка Аврелия, трижды занимавший должность консула, позаботился о том, чтобы внук получил самое лучшее образование. Наиболее юношу заинтересовала философия, в которой он стал верным последователем школы стоиков, в первую очередь погрузившись в вопросы этики, то есть учения о надлежащей жизни.
Имя ему Вериссимус
Уже в 16 лет он был принят на государственную службу и демонстрировал способности, поражавшие современников. Император Адриан, приблизивший Марка к себе, дал ему прозвище Вериссимус, что означает «Правдивейший».
Марку Аврелию было 19, когда его впервые избрали римским консулом. Одновременно император Антонин Пий провозгласил Марка цезарем. В терминологии той эпохи императора именовали августом. Титул цезаря получал младший соправитель, как правило, наследник «главного» властителя.
Марк Аврелий к своим 40 годам имел практически безупречную репутацию, в третий раз вступив в должность консула. Смерть императора Антонина Пия сделала Марка главным человеком в империи. «Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни», — говорил он. Через тьму веков до нашего времени дошли дневники императора, которые, очевидно, Марк Аврелий вел исключительно для себя. Опубликованные под названием «К самому себе», они представляют собой анализ своих поступков, дел, мыслей через призму философии.
«В одном ищи радости и успокоения: в том, чтобы от одного общеполезного дела переходить к другому», — напоминал себе император. В отличие от других правителей Марк Аврелий не стремился к воспеванию собственных деяний, а пытался разобраться в том, почему многое не сделано.
Закон главнее всего
Возможно, никто в Римской империи II века не был столь требователен к себе, как Марк Аврелий. Пока другие гнались за славой, он ставил памятники не себе, а своим учителям.
В Афинах, древней столице научной мысли, по велению императора были учреждены четыре кафедры философии с назначением денежного содержания учителям. Уважение к римскому Сенату привил Марку Аврелию его приемный отец, однако сам он пошел по этому пути еще дальше. Новыми членами Сената при нем становились зажиточные представители провинций, что значительно повышало уровень представительской власти. Сам император не раз подчеркивал, что он считает себя ответственным перед Сенатом. Таким образом, при Марке Аврелии в Риме разделение властей, по сути, стало реальностью.
Император окружил себя опытными юристами, поставив задачу упорядочения судопроизводства в Риме. Речь шла не столько о написании новых законов, сколько о придании эффективности тем, которые уже существовали.
При Марке Аврелии была расширена система оказания помощи малоимущим, прежде всего — детям. Никаких пустых трат государственных средств император себе не позволял: роскошные пиршества обеспеченной элиты он откровенно презирал и сам ничего подобного не организовывал.
Палец вверх
Иное дело — популярные в народе бои гладиаторов. Лишать людей зрелища Марк Аврелий не хотел, но его присутствие в Колизее носило символический характер, ибо сам император бессмысленную поножовщину не любил. Зато участники боев знали, что присутствие Марка Аврелия практически гарантирует жизнь побежденному: его палец никогда не опускался вниз.
А потом император и вовсе изменил саму природу сражений, приказав выдавать гладиаторам для боя исключительно тупое оружие. Позаботился Марк Аврелий и о канатоходцах: если до него падения артистов заканчивались смертельным исходом, то при нем было предписано стелить под канатами что-то мягкое, причем в таких объемах, чтобы жизнь упавшего была сохранена.
Античный историк так описывал Марка Аврелия: «К народу он обращался так, как это было принято в свободном государстве. Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру, богато наградить одних, оправдать, выказав снисходительность, других. Он делал дурных людей хорошими, а хороших — превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых».
Чума и сын
Не стремясь к войне, он, будучи императором, вынужден был много времени проводить в боях и походах. Марк Аврелий добился выгодного мира с Парфией, отразил вторжение маркоманов, подавил мятеж в Египте... Военные действия всегда требуют больших расходов. Марк Аврелий, однако, был категорическим противником усиления налогового бремени. Вместо введения новых податей он собирал нужные средства путем распродажи императорского имущества. Такие меры себя вполне оправдывали.
В 178 году Марк Аврелий начал поход против германских племен. Он проходил удачно, однако вмешался не менее опасный враг: чума. В римской армии было немало тех, кто погиб от этого недуга, и среди них оказался и сам император. 17 марта 180 года на берегах Дуная Марк Аврелий скончался.
А вот сам император, знай он о том, что случилось после его смерти, наверняка начал бы искать причины в себе. Такова уж была его философская концепция.