По примеру Византии
Согласно летописи, в ХI веке игумен Печерского монастыря Феодосий построил при монастыре богадельню. «Сотвори двор близ монастыря своего… и ту повеле пребывати нищим слепым и хромым и трудноватым и от монастыря подаваше им еже на потребу и от всего сущего монастырского десятую часть давайте им».
Монастыри в то время были очагами науки и культуры, в том числе и медицины. Монахи хранили византийские рукописи, переводили с латинского, греческого. Они составляли сборники, содержащие сведения по медицине, дополняли их. И на основании этих источников преподавали медицину.
В больницах при монастырях всем приходящим полагалось безвозмездное врачевание. На их содержание при Владимире Святом был даже установлен специальный налог, «десятина». По монастырским уставам, два раза в месяц больных, находящихся в странноприимных домах, полагалось мыть в бане.
В дальнейшем больницы стали непременной частью не только монастырей, но и церквей. При сооружении новых храмов предусматривалось и строительство медицинского корпуса. Например, в Никоновской летописи говорится, что в 1091 году «заложили церковь камену… и строение банное и врачеве и больницы». До наших дней сохранились больничные палаты Кирилло-Белозерского, Новодевичьего и других монастырей.
Можно сказать, что монастырские больницы были специальными учреждениями, где работали врачи-профессионалы. Лечили монастырские врачеватели бесплатно, к больным относились тепло, с любовью и самопожертвованием.
За счёт казны
До середины XVI века существовали только монастырские больницы. Намерение открыть государственные высказывалось ещё в царствование Ивана Грозного. А в 1670 году, при царе Алексее Михайловиче, в Москве было уже «семь-восемь» богаделен-больниц, в которых «призревалось» 412 человек, что обходилось казне ежегодно в 1780 рублей, 412 четвертей ржи и 200 пудов соли.
В указе 1682 года, изданном уже царём Фёдором Алексеевичем, впервые определено, что устройство богаделен должно быть делом государства. Предписывалось по примеру «еуропских стран» построить две шпитальни, или богадельни, а на их пропитание дать им вотчины. Всё это под наблюдением «доброго дворянина», при них также «дохтура, аптекари, повара».
Цари устраивали и поддерживали богадельни за счёт царской казны, на суммы Приказа Большого дворца. Нищих на улицах забирали стрельцы, привозили в приказ, и когда там убеждались в их «недужности», то помещали в богадельню. Были известны Моисеевская богадельня на сто человек, Покровская, Кулиженская, Петровская, у Боровицкого моста на «8 человек робят»… В Сретенском монастыре – для «болящих, и бродящих, и лежащих нищих по улицам».
Куракинская богадельня
Русский посол в Париже князь Борис Иванович Куракин, впечатлённый парижским Домом инвалидов, в 20‑х годах XVIII века задумал создать нечто похожее и в Москве. Задумку сумел осуществить уже его сын. А императрица Анна Иоанновна даже безвозмездно выделила для строительства этого «шпиталя» участок в Басманной слободе.
Открыт был госпиталь в 1742 году (улица Новая Басманная, дом 4). Построенный «с доброю архитектурою», «со всякою прекрасностью» и «по чужестранному обычаю», он стал первым частным благотворительным учреждением в России. Вмещал госпиталь двенадцать пациентов – бывших офицеров, получивших увечья. У каждого была меблированная комната. В шкафах висела одежда на все времена года. К столу подавали мясо и птицу в скоромные дни, рыбу – в постные. Вино полагалось каждый день, мёд – по праздникам. За домом был разбит сад для прогулок. Для проживающих было два обязательных правила: ночевать в госпитале и посещать службы в храме.
В 1820 году шпиталь переименовали в Странноприимный дом.
Существенный признак странноприимного дома, больницы-приюта, или ещё по-другому богадельни, – полное содержание проживающих в них пациентов. Самый знаменитый странноприимный дом располагается в Москве на Большой Сухаревской площади. Это всем известный ныне Институт Склифосовского.