Модно писать о пакте Молотова - Риббентропа, словно не было других некрасивых тайн. Например, уход от возмездия нацистских преступников, которых спасало ЦРУ. Не поморщив нос, американская разведка давала работу соратникам фюрера.
«Я сказал Гитлеру»
О том, как ЦРУ вкладывало деньги в нацистских преступников, «АиФ» рассказал Константин Мельник-Боткин, курировавший в начале 60-х годов во французском правительстве разведку и силовой блок. «На службу к американцам перешёл генерал-майор Рейнхард Гелен, заведовавший при Гитлере всеми операциями военной разведки в Восточной Европе и СССР. Перед самым крахом нацистской Германии Гелен решил покинуть тонущий корабль Третьего рейха. Он сумел перебраться в Баварию - лагерь американцев. Пришёл не с пустыми руками, а с архивом, где содержались все наработки гитлеровской разведки относительно Советского Союза. Это был ценный подарок». По ялтинскому соглашению США должны были передать Советскому Союзу всех захваченных немецких офицеров, участвовавших в «действиях на Востоке», однако Гелена не выдали. Так он избежал Нюрнбергского процесса. ЦРУ, созданное в 1947 году, взяло его под свою опеку.
Американская разведка выделила немалые деньги на создание так называемой «Организации Гелена», в которую генерал собрал ветеранов-нацистов. Её целью было ведение подрывной деятельности против СССР. После создания ФРГ, по американской протекции, Гелен возглавил разведку этой страны. «Так получилось, что бывший гитлеровский генерал превратился в доверенное лицо первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, - рассказывает Мельник-Боткин. - Гелену создали легенду, по которой он якобы никогда не был нацистом. Однако сам Гелен любил украшать свои доверительные разговоры небрежным «Я сказал Гитлеру». Во время войны он раз в неделю лично докладывал фюреру о результатах своей работы».
Гелен руководил разведкой ФРГ до 1968 года, потом ушёл на пенсию и спокойно скончался в Мюнхене в 1979 году.
«Мясник» на свободе
Американцы помогали «Организации Гелена» переправлять нацистских преступников в безопасные места. Один из самых ярких примеров - гестаповец Клаус Барбье. «Во время оккупации Франции Барбье поставили начальником гестапо в Лионе, - рассказывает Мельник-Боткин. - Он творил ужасные вещи, за которые его прозвали «лионским мясником». После разгрома немцев Барбье попал к американцам. Французы пытались совершить над ним правосудие, тогда американцы помогли ему бежать в Латинскую Америку».
Рассказывают, что Клаус Барбье оказывал помощь ряду военных режимов в Боливии. Он обучал солдат технике пыток и помогал охранять кокаиновую торговлю в конце 1970-х - начале 1980-х годов. В 1983 г. французам всё-таки удалось посадить его в тюрьму: «Французская разведка просто-напросто выкрала преступника, - вспоминает Константин Константинович. - Это была хорошо спланированная акция. Потом в Париже был громкий суд. Барбье приговорили к пожизненному заключению. Но он был уже довольно стар и через несколько лет скончался в тюрьме».
Справа
Константин Мельник-Боткин - правнук известного учёного Сергея Боткина (его имя носит одна из старейших больниц Москвы) и внук Евгения Боткина - личного врача последнего российского императора, расстрелянного вместе с царской семьёй. Дочь врача смогла уехать из России, вышла замуж за офицера Константина Мельника, их сын появился на свет в 1927 г. во Франции. Мельник-Боткин с отличием окончил парижский Институт политических наук, в 60-х гг. прошлого века курировал в правительстве де Голля разведку и силовой блок. Написал книгу «Современная разведка и шпионаж». Прочитав её, президент Саркози прислал автору восхищённое письмо.