Огромный вклад в окончание многолетних войн, названных позднее Наполеоновскими, внесла русская армия.
Во главе с императором Александром I она принесла народу Франции свободу. Ту свободу, которой так не хватало её солдатам и офицерам на родине. Об интересных деталях заграничного похода русской армии рассказывает историк Виктор Безотосный.
Казаки на Сене
Заграничный поход русской армии начался сразу же после окончания Отечественной войны. Уже в январе 1813-го боевые действия перенеслись на территорию нескольких стран Европы. Русский офицер И. Казаков писал: «Походы по Польше, Германии и Франции внесли путаницу в филологические познания наших солдат, так, например, научившись в Польше по-польски, когда вошли в Германию, стали требовать, что им нужно, по-польски и удивлялись, что немцы не понимали их... Придя во Францию, они усвоили себе некоторые немецкие слова и требуют (их понимания. - Прим. ред.) от французов».
Весна 1814-го застала русские войска с союзными пруссаками и австрийцами под Парижем. Плохо укреплённый город продержался 12 часов. Поэт Константин Батюшков, служивший адъютантом у генерала Раевского, свидетельствовал: после взятия Бельвильских высот «раненые русские офицеры проходили мимо нас и поздравляли с победой: «Слава богу! Мы увидели Париж с шпагою в руках! Мы отмстили за Москву!» - повторяли солдаты, перевязывая раны свои».
К счастью, мстить за московский пожар 1812 г. русские не стали. Офицерам победившей армии Париж казался центром мироздания даже после того, как он был ими завоёван. Из воспоминаний артиллериста И. Радожицкого: « Французы... едва верили, чтобы русские могли говорить с ними их языком... Парижане, воображая русских, по описанию своих патриотов, варварами, питающимися человеческим мясом, а казаков - бородатыми циклопами, чрезвычайно удивлялись, увидевши российскую гвардию и в ней красавцев-офицеров, щеголей, не уступающих как в ловкости, так и в гибкости языка и степени образования первейшим парижским франтам».
Особенно запомнился парижанам парад союзных армий 31 марта 1814 г., на котором в полном блеске показали себя русские войска. Оно и неудивительно: плохо обмундированные части в город не пустили. Император Александр въехал в Париж во главе свиты из тысячи генералов и офицеров. В тот день под его седлом была лошадь по кличке Эклипс, некогда подаренная ему Наполеоном.
Дворцовая мина
Главное, что предстояло решить победителям, был вопрос о власти. Кроме Людовика XVIII из династии Бурбонов рассматривались варианты бывшего французского маршала Бернадотта, приёмного сына Наполеона Эжена Богарне, его родного сына трёхлетнего Франсуа Жозефа Шарля Бонапарта. Думали даже о республике. Но у Бурбонов было «позиционное преимущество».
Когда после вхождения в Париж Александр I захотел поселиться в Елисейском дворце, какой-то аноним сообщил, что здание заминировано. Поделиться «жилплощадью» тут же предложил Шарль Морис Талейран, гениальный и беспринципный дипломат, ещё при Наполеоне отправленный в опалу с должности министра иностранных дел. На втором этаже его особняка на улице Сен-Флорантен русский царь провёл двенадцать дней. Неизвестно, какие доводы приводил ему старый лис Талейран, но выбор был сделан в пользу Бурбонов. А взрывчатки в Елисейском дворце сапёры так и не нашли. Перед тем как отбыть в Россию, Александр ещё раз повлиял на ход французской истории - настоял на принятии и обнародовании Конституционной хартии 1814 г. Первую русскую конституцию пришлось ждать ещё более 90 лет.
А что же Наполеон? Преданный собственными маршалами, дважды отрёкшийся от престола император 12 апреля пытался покончить с собой. Пузырёк с ядом (возможно, цианистым калием) он носил на шее с 1812 г., когда едва не попал в плен к казакам под Малоярославцем. Яд, однако, не подействовал, Наполеон промучался желудком целую ночь, но выжил. Через неделю в Фонтенбло он простился с гвардией и отбыл в изгнание. В следующем, 1815 г. он на 100 дней ещё вернётся. Впрочем, это уже другая история.
Стойкость Леонтия Коренного. Как русский солдат стал примером для французов
«Я вас прикрою». Как железная машина Рейха споткнулась на герое-одиночке
Стратегия чуда. От имени Александра Невского трепетала вся Европа
Испанцы Сталина
Песец с топором. Как красноармеец Овчаренко в одиночку победил 50 фашистов