Примерное время чтения: 8 минут
1771

«Борода и ус в блевотине». Как на Руси в старину почти победили пьянство

Вот как по Руси растекалась водка! Плакат художника и поэта Владимира Маяковского. Представлен на аукционе редких плакатов и киноафиш в Доме антикварной книги «В Никитском».
Вот как по Руси растекалась водка! Плакат художника и поэта Владимира Маяковского. Представлен на аукционе редких плакатов и киноафиш в Доме антикварной книги «В Никитском». / Кирилл Каллиников / РИА Новости

3 октября отмечается Всемирный день трезвости и борьбы с алкоголизмом. Вообще-то дата привязана ко дню смерти американского общественного деятеля Джона Финча, который отдал концы именно 3 октября 1887 года, а всю свою жизнь посвятил пропаганде вреда алкоголя.

Джон Финч.
Джон Финч. Фото: Public Domain

Начинание, конечно, благое. Но если бороться с такой напастью, как алкоголизм, только и исключительно пропагандой, ситуация будет, как в известной народной острословице: «Зелёный змий — что еростат. Голову отрубишь — две вырастат». Бороться нужно комплексно. И, пожалуй, самую полную линейку мер антиалкогольной борьбы можно найти в отечественной истории.

Кто-то скептически ухмыльнётся — мол, ясное дело, что в отечественной. Всем ведь известно, что у нас испокон веков пили как не в себя! А, стало быть, потому и выдумывали разные способы хоть как-то ограничить это дело, чтобы совсем уж не спиться... Да вот толку с того — чуть.

Россия не пьёт?

Но повода для скептицизма нет. Во-первых, русские были, как ни странно, одним из самых непьющих народов Европы. Во-вторых, меры у нас предпринимали вполне разумные. А вот почему они не срабатывали или срабатывали не так, как положено, это уже другой вопрос.

По большому счёту, существует примерно четыре способа борьбы с пьянством и алкоголизмом. Увещевание и пропаганда — раз. Профилактика и лечение — два. Ограничение продажи и потребления — три. Ну и, наконец, карательные меры вроде сухого закона, принудительных вытрезвителей, штрафов и полицейского преследования.

На Руси применялись все эти меры — и вместе, и по отдельности, и в причудливых комбинациях. Причём результаты были впечатляющими.

Вот свидетельства двух иностранцев, побывавших в Москве с разницей примерно в сто лет — австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн посетил Русское царство в 1517 году, а польский офицер Самуил Маскевич провёл в нём три года — с 1609 по 1611.

Австрийский посол, описывая нравы жителей столицы, особо отмечал: «Более именитые мужи чтут праздничные дни тем, что по окончании богослужения устрояют пиршество и пьянство и облекаются в более нарядное одеяние, а простой народ по большей части работает, говоря, что праздничать есть дело господское... Человеку простого звания воспрещены хмельные напитки — пиво и мёд — но всё же им позволено пить в некоторые более торжественные дни, как например: Рождество Господне, праздник Пасхи, Пятидесятницу и некоторые другие».

Прошёл без малого век, который в плане истории питейного дела знал реальные катастрофы, например, устройство «царёвых кабаков» при Иване Грозном и повальное пьянство, поскольку в кабаках отпускали только спиртное без закуски. Вроде есть все предпосылки к тому, чтобы русские плотно встали на путь всеобщей алкоголизации.

Но Самуил Маскевич увидел принципиально иную картину. Он был, конечно, сволочью, захватчиком и грабителем — а как иначе, если вторгся в Русское царство в составе польской армии, продлив тем самым Смутное время? Но одновременно человеком, не заражённым бытовым национализмом — в русском народе он признавал множество симпатичных и правильных качеств. Среди них было следующее: «Москвитяне наблюдают великую трезвость, которой требуют строго от вельмож и от народа. Пьяного тотчас отводят в бражную тюрьму, нарочно для них устроенную, и только чрез несколько недель освобождают из неё по чьему-либо ходатайству. Замеченного в пьянстве вторично снова сажают в тюрьму, потом водят по улицам и нещадно секут кнутом, наконец освобождают. За третью же вину опять в тюрьму, потом под кнут, и таким образом парят виновного раз до десяти, чтобы наконец пьянство ему омерзело. Но если и такое исправление не поможет, он остается в тюрьме, пока сгниёт».

Что мы видим? Запрет, ограничения на производство и потребление, карательные меры. Работает? Вполне — у иностранцев на такие вещи глаз зоркий. Другое дело, что после Смутного времени Русскому царству пришлось долго и мучительно восстанавливаться. И тут пришлось прибегнуть к такой штуке, как пополнение казны за счёт торговли спиртным.

Доход во главе

Поначалу держались в рамках, умело сочетая сразу несколько приёмов. Прежде всего, озаботились профилактикой и лечением тех, кто впал в зависимость. В лечебниках середины XVII столетия можно встретить шикарные рецепты: «Добудь мочу лесного ежа, влей в зелено вино и поднеси. Как у выпившего станет извергаться чёрная желчь и кровь, оставь. Заново поднеси ему чрез полгода, и так до трёх раз, покуда не станет от вида вина воротить».

На полную катушку включили и пропаганду. Знаменитый протопоп Аввакум до того, как впал в раскол и стал политическим преступником, был одним из создателей «Кружка ревнителей древнего благочестия», который опекался самим царём Алексеем Михайловичем Тишайшим. Аввакум был противником пьянства, и в своих проповедях и поучениях достигал поистине невероятных высот — за счёт яркого, доступного языка и понимания предмета: «Проспалися бедные с похмелья, и самим себя соромно и стыдно: борода и ус в блевотине, а от гузна весь и до ног в говнех, с заздравных чаш голова кругом идёт».

А в 1652 году включили меры ограничительные — специально для этого был созван Земский собор, который так и назвали «Собор о кабаках». Название странное, поскольку именно кабаки, где торговали в розлив, этот Собор как раз и ликвидировал. Взамен были учреждены «кружечные дворы», где спиртным торговали только навынос. И только по определённым дням — в понедельник, вторник, четверг и субботу. Среда и пятница — дни постные, а в воскресенье полагалось ходить на богослужение, какая уж тут выпивка? Да, и ещё. Купить «зелено вино» можно было только в определённый временной промежуток — после обедни и до вечерни. То есть с 14:00 до 17:00. Пить можно было только дома, на улице строго запрещалось: «Себе вред, иным соблазн».

Всё вместе до степени смешения напоминает нынешние меры по ограничению продаж алкоголя, которые никак не назовёшь неразумными. В самом деле, с тех пор, как у нас перестали продавать спиртное по ночам, а за распитие на улице можно схлопотать большие неприятности, потребление алкоголя и впрямь снизилось. Причём серьёзно — за последние 15 лет чуть ли не вдвое. Россия покинула топ-10 стран с самым высоким потреблением алкоголя и сейчас находится на 29-м месте.

Примерно так дела должны были пойти и в далёком XVII столетии. Но благие начинания «Собора о кабаках» обернулись крахом. Спустя 11 лет, убедившись, что доход государства от такой торговли упал ниже плинтуса, реформу отменили. В конце столетия доход от казённой продажи алкоголя составил 25% государственного бюджета. И с тех пор расставаться с такой статьёй дохода не спешили, ограничиваясь проповедями и изредка — лечением. Итог был печален. В 1897 году врач-психиатр Иван Сикорский, отец знаменитого авиаконструктора, отмечал: «Раньше было пьянство, а с XIX века начался алкоголизм с его неизбежными последствиями, до алкоголизма всего населения включительно».

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах