Примерное время чтения: 9 минут
792

Учиться всю жизнь. Когда фармобразование действительно станет эффективным?

Лекарственное обозрение № 22. Мифы и правда о химиотерапии 25/11/2017
/ Creativa Images / Shutterstock.com

Единственного сотрудника навряд ли отправят на семинар или конференцию на целый день, чтобы он мог получить баллы. А как быть провизору, который находится в декретном отпуске, — ведь он, несмотря ни на что, должен набрать свои ежегодные 50 образовательных баллов?

Письмо Минздрава за подписью А. И. Тарасенко, замдиректора Департамента медицинского образования и кадровой политики, сообщило медицине и фармации: на сегодня непрерывное образование — исключительно добровольное. И останется таковым до тех пор, пока не будет принят документ о его обязательности.

Получается, что все мы живём в переходный период, границы которого по большому счёту не определены? Тогда к каким изменениям нужно быть готовыми?

На вопросы корреспондента «Лекарственного обозрения» ответила генеральный директор сервиса «Фармзнание.Ру» Елена Ватутина.

Обязанность или всё же возможность?

Сейчас на общественное обсуждение вынесен очередной проект изменений к приказу № 66 н. Согласно ему, стать легитимными могут обе системы одновременно. И тогда специалист будет решать сам, как повышать свою квалификацию: раз в пять лет или непрерывным способом.

С одной стороны, первичная аккредитация уже идёт два года, повторная аккредитация — и это очевидно — будет проходить не по формальным признакам, а с контролем полученных знаний. На сайте edu.rosminzdrav.ru информация остаётся без изменений — и она подтверждает возможность получать дополнительное образование непрерывным способом. С другой стороны, действительно есть разрывы между нормативной базой и текущим статусом НМиФО у ряда специальностей.

Мы работаем по специальности «фармация», она более узкая, чем, например, терапевтические врачебные. И недавно провели исследование, чтобы понять, как относятся специалисты к новой системе. Оно показало, что специалисты в своём отношении к НМиФО разделились на три лагеря.

У первых самое выгодное положение. Им ещё не пришлось делать выбор, вступать в НМиФО или нет. У них просто ещё не подошло время.

Вторые — те, кто уже вступил. И теперь разбираются с новой системой. На них, естественно, приходится основной удар по части разрывов между законодательным закреплением НМиФО и выбранным форматом повышения квалификации. И здесь давление не столько в юридической плоскости (мы пока не зарегистрировали ситуаций, когда человек идёт в НМиФО, а у него потом сложности, например при приёме на работу в аптеку), сколько в психологической. Ситуация неопределённости очень давит на специалистов. У них, увы, нет 100%-ной уверенности, что они всё правильно делают и что завтра это не отменят.

Третий лагерь — те, кто категорически против НМиФО. Они мотивируют свою позицию двумя фактами: отсутствием законодательного закрепления и ценой (что непрерывное образование якобы дороже традиционных 144 часов).

Цена или ценность — вот в чём вопрос

Иногда мы слышим даже такие высказывания, что НМиФО — это способ отжать дополнительные деньги у низкомаржинальной средней и мелкой розницы. Но всё это не выдерживает никакой критики. Всегда проще сослаться на деньги, когда нет другой аргументации.

Конференции, входящие в НМО‑14, могут быть бесплатными для специалистов. Мероприятия НМО‑36 также неодинаковы по стоимости. Пять блоков из 36 часов (на 5 лет между аккредитационными экзаменами) можно вполне уложить в бюджет традиционных 144 часов по своей специальности и даже в некоторых случаях сделать дешевле. Кроме того, образовательный процесс проходит через сайт edu.rosminzdrav.ru — есть возможность выбирать площадку, проходить обучение дистанционно на базе ведущих вузов. Поэтому здесь скорее вопрос не денег, а ценности непрерывного образования как такового.

К сожалению, пока приказ № 66 н не будет утверждён, будут продолжаться злоупотребления этой ценностью.

Непрерывное образование было и раньше

Добровольность в нашем случае весьма условная. Равно как и добровольность получения сертификата специалиста 1 раз в 5 лет. Хочешь работать в этой сфере? Соблюдай требования, повышай квалификацию. Это добровольно — и никто не может тебя заставить.

Но если ты провизор в аптеке и не обучаешься, то это нарушение и тебе не место в аптечном учреждении. А вот если ты соблюдаешь требования, повышаешь квалификацию, то остаётся выбор, как это тебе сделать — через НМиФО или традиционные циклы.

Дело не в добровольности или недобровольности НМиФО, а в идеологии системы. Информации очень много, она быстро обновляется, и, к сожалению, сейчас обучения в классическом понимании — 1 раз в 5 лет — уже не всегда хватает. Хочешь быть в тренде, получай знания постоянно. Скажу больше: образовательные мероприятия проводились и ранее. В аптеках, например, популярными были так называемые фармкружки, корпоративные тренинги и пр. Сейчас непрерывный формат обучения просто необходимо переложить на законодательную основу, что в общем-то хорошо. Когда НМиФО станет обязательным, никаких глобальных и страшных изменений не произойдёт — это будет лишь перераспределение рынка образовательных услуг (как бы ужасно это ни звучало в контексте образования). От одних учебных программ к другим.

Традиционные и дистанционные

В 2016 году образовательных мероприятий для провизоров было действительно мало, потому что система только начинала работать. В 2017 году по сегодняшний день уже проведено 168 мероприятий, из которых 61 онлайн.

Этого достаточно — тем более что онлайн лишён таких ограничений, как чёткая географическая привязка или вместимость зала. Одно офлайн-мероприятие, если на него приходят 200–300 человек, — это большая конференция. А на онлайн-конференциях, например, мы ведём вещание на всю страну сразу, и аудитория редко бывает меньше 800 человек. Бывает и 1000, и 1500 слушателей, в зависимости от темы и спикера. В расчёте на охват одно онлайн-мероприятие может стоить двух-трёх традиционных. Поэтому логично, что их чуть меньше.

Возможно, если бы IT-технологии стоили у нас дешевле, желающих заниматься онлайн-конференциями в НМиФО было бы в разы больше. Ведь здесь ключевое понятие — контроль образовательного процесса. Очно контролировать как минимум привычней, чем заочно.

Онлайн означает контроль

Что мы слышим в качестве возражений? Например, если человек сидит на живой конференции, то он действительно присутствует. Кажется, что всё просто, однако есть много подводных камней. Но присутствует не значит слушает, не значит, что он специалист, и не значит, что он вступил в НМиФО. И уж тем более не значит, что те записи, которые он делает, по предмету, а не какие-то личные мысли.

Если говорить об онлайн-формате, то он непривычен и не все знают, как оценивать активность слушателя дистанционным способом. Кажется, что если у тебя человек за монитором, то его как будто и нет. Но это стереотип.

Возможностей для контроля образовательного процесса онлайн сейчас намного больше, просто не все научились это делать. С одной стороны, это достаточно дорого, а с другой — нужно быть экспертом не только в узком вопросе, например в области фармации, но и разбираться в текущих возможностях высоконагруженных IT-систем.

Мы, например, внедрили у себя систему так называемого прокторинга. Она позволяет оценивать активность каждого участника онлайн-мероприятия. Мы чётко знаем, кто из слушателей в НМиФО, а кто нет, кто в какой аптеке работает и какие профессиональные компетенции развивает. Вплоть до того, работал у него компьютер или был в спящем режиме, находился ли он на нашей странице или на другой, сторонней, сколько раз он переключался между окнами, сколько раз задавал вопрос, сколько раз намеревался это сделать, но почему-то не задал.

Это сложно, но позволяет действительно отслеживать образовательный процесс и отвечать за его результаты.

Система заработает, когда будет активен каждый

У нас есть слушатели из всех регионов России. Сейчас планируем тестировать различное время для мероприятий, чтобы и Дальний Восток, и центр России могли удобно для себя участвовать в онлайн-конференциях. По востребованности темы различные, но ориентируемся всё-таки на практиков из малой и средней аптечной розницы.

Основные вопросы для них — анализ рынка, способы увеличения прибыли для аптек, мотивация и анализ трудовой деятельности сотрудников, правила хранения и отпуска товаров аптечного ассортимента, фармконсультирование, техники продаж, правила оказания первой помощи.

Сама идея постоянного образования хороша, но в целом есть пробелы в реализации. То что специалист должен учиться непрерывно — идеологически правильно, ведь в фармации всё меняется очень быстро, выходят новые законодательные нормы, регистрируют новые препараты. Чтобы эффективно работать, провизору действительно нужен доступ к этой базе знаний практически ежедневно, а не раз в 5 лет.

Но то, что мы видим, — это относительно небольшое включение в процесс участников профессионального сообщества. Одни профессиональные ассоциации активны, и это хорошо, но другие остаются в стороне. Система НМиФО сможет заработать действительно хорошо, когда будет отточена и доведена до ума нормативная база и к реализации проекта подключится всё профессиональное сообщество.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах