С искусством по жизни
Около пяти лет назад в НижГМА открылась творческая мастерская-студия им. А. И. Жижиленко. Здесь в свободное от занятий время осваивают изобразительное искусство будущие врачи и провизоры. Руководит процессом подполковник медицинской службы Иван Горинов. Он участник многочисленных художественных выставок, его работы есть в частных собраниях России, ближнего и дальнего зарубежья.
Рисованием Иван Горинов увлёкся ещё в детстве. Его первым учителем стал друг отца народный художник СССР Павел Горбунцов. Но, когда встал вопрос о выборе жизненного пути, решающим оказалось мнение родителей.
«Передо мной были три перспективы, – вспоминает Иван Леонидович. – Сам я мечтал стать художником, мой тренер по борьбе настоятельно рекомендовал поступать в Институт физкультуры, а мама видела меня врачом. Важную роль сыграл пример дяди – доцента кафедры неврологии в Казани. Можно сказать, что родители уговорили меня пойти по его стопам».
Горинов окончил военно-медицинский факультет Горьковского мединститута, стал хирургом, служил на Украине, в Казахстане, Германии. При этом не расставался с изобразительным искусством: учился живописи, писал картины, реставрировал иконы, ваял скульптуры. Сейчас, после выхода в запас, Иван Леонидович всё своё время посвящает любимому творчеству и передаёт мастерство студентам медакадемии.
Тренажёр для эмоций
Гиппократ говорил, что врач-философ подобен богу. На что же способен врач-художник?
«Врач общается с людьми больше, чем, например, инженер, и ему необходимо быть готовым к различным особенностям проявлений человеческой психики, – констатирует Иван Горинов. – А для этого необходимо гармонизировать собственную высшую нервную деятельность. По словам Леонардо да Винчи, именно живопись – мощнейший инструмент воздействия на эмоциональную сферу. Врач, занимаясь изобразительным искусством, развивает свою психику. Кроме того, живопись позволяет тренировать мелкую моторику, что ценно для всех, но в первую очередь для хирургов».
Наблюдательность, внимание к деталям – эти качества живописца нужны врачу не меньше, чем художнику. Бывают случаи, когда по портретам старых мастеров можно установить диагноз тем, кто на них изображён. Трудно переоценить и коммуникативные навыки, которые получают участники студии. В неё приходят, как правило, интроверты, тихони. За время обучения они меняются, становясь более общительными, у них появляются здоровые амбиции, раскрепощённость. Врач-художник формирует вокруг себя некую культурную среду, ему приходится становиться более контактным, учиться проявлять свои эмоции не только на холсте, но и в общении с окружающими.
«Наша задача не только в том, чтобы подготовить грамотного специалиста, но и в том, чтобы воспитать отзывчивого, чуткого, сострадательного человека, – считает проректор по воспитательной работе НижГМА профессор Галина Петрова. – Занятия в изостудии помогают проявить лучшие человеческие качества будущих врачей и провизоров».
Об идеальном и реальном
Натюрморты и пейзажи учащихся изостудии в большинстве своём свидетельствуют, что у авторов светлый взгляд на мир и искренняя вера в добро. Но что останется от этой веры при столкновении с суровой действительностью за пределами вуза? Не секрет, что здравоохранение становится всё более формализованным, ориентированным на соответствие стандартам. Новые методы диагностики основаны не столько на врачебном внимании, сколько на данных аппаратуры. Так нужны ли выпускнику медицинского вуза развитые эмоции и творческое отношение к профессии?
Иван Горинов настроен оптимистично: «Человечность составляет основу деятельности врача, и никакие стандарты это не опровергнут. Роботы никогда не вытеснят людей из этой профессии. Сейчас маятник истории качнулся в сторону технического развития, но затем он вернётся к гуманитарному движению. То, что сегодня происходит в российском здравоохранении, надеюсь, будет переосмыслено. В первую очередь это касается пресловутых «укрупнений», особенно на селе. Я не против научно-технического прогресса и строительства крупных медицинских центров, но при этом необходимо оставить полноценную врачебную помощь на местах. Надо учитывать и наши расстояния, и наши дороги, и прочую российскую специфику, которая зачастую незаметна «сверху». Но жизнь со временем поправит авторов реформ».
Творите на здоровье!
Студенческие работы выставляются уже на восьми площадках, в том числе в физиотерапевтическом отделении областной больницы им. Н. А. Семашко.
«Вначале я сомневался в том, что наши картины вызовут интерес в больнице, но отклик получился очень живой, – говорит Иван Горинов. – И сотрудники, и пациенты с удовольствием рассматривают работы, получают положительные эмоции. Одну картину, выбивавшуюся из общего оптимистического настроя, нас попросили заменить – и мы это сделали. А вообще в мире практикуется использование классической живописи в комплексном лечении. Например, в одной клинике Израиля в качестве эксперимента была организована постоянно действующая выставка копий полотен великих мастеров. В результате у пациентов улучшились и самочувствие, и объективные показатели здоровья».
В этом году изостудия станет многопрофильной творческой мастерской, где можно будет проявлять таланты не только в живописи, но и в скульптуре и реставрации. И тоже совершенно бесплатно. В перспективе при кафедре гуманитарных наук появится информационно-культурный центр, который позволит ещё больше расширить возможности для творческого развития будущих врачей и провизоров.