Примерное время чтения: 6 минут
123

Помощь будет вовремя. Глава ФОМС — о лечении пациентов в период пандемии

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Глядя на кадры из переполненных больниц в Италии и США, многим нашим согражданам становится не по себе — а справится ли наша система здравоохранения с наплывом больных? Ведь у нас эпидемия как минимум двумя-тремя неделями позже, и мы уже вплотную подходим (или уже подошли) к пику заболеваемости. Вместе с тем эпидемия в России развивается все-таки меньшими темпами, и есть уверенность в том, что мы избежим «итальянского» сценария. Система ОМС в России показала свою устойчивость, уверена глава Федерального фондаобязательного медицинского страхования (ФОМС) Елена Чернякова. На лечение больных новой инфекцией предусмотрены значительные средства, при этом и остальным пациентам помощь гарантирована в прежнем объеме, хотя и с коррекцией порядков ее оказания. Защиту прав и своевременное информирование пациентов обеспечивают страховые компании, которые активно помогают региональным властям в борьбе с эпидемией.

24 апреля специалисты рассказали журналистам о том, какие изменения в системе ОМС произошли за последнее время в связи с эпидемией и какова роль страховых компаний в сохранении гарантий качественной медицинской помощи населению. В соответствии с рекомендациями по социальному дистанцированию ФОМС, Всероссийский союз страховщиков и Союз пациентов провели пресс-конференцию онлайн. 

Как рассказала глава ФОМС Елена Чернякова, в течение марта и половины апреля в систему ОМС были внесены важные изменения, которые позволили эффективнее распределить нагрузку на медицинскую систему и успешно справляться с последствиями эпидемии. Во-первых, в регионах были доработаны тарифные соглашения, в соответствии с которыми страховые компании оплачивают больницам и поликлиникам медицинскую помощь, которую те оказывают населению. По словам Елены Черняковой, на лечение больных с коронавирусом выделены значительные средства: от 100 тыс. руб. и выше в зависимости от тяжести течения болезни.

Во-вторых, в связи с перепрофилированием части больниц под прием инфекционных больных увеличен размер авансирования медицинских организаций, чтобы больницы не испытывали недостатка в средствах. В-третьих, регионам дано право в упрощенном порядке принимать в систему ОМС частные клиники, чтобы они могли бесплатно по обычному полису оказывать медпомощь пациентам, помогая снизить нагрузку на государственные больницы. 

Главное, на что обратила внимание глава ФОМС, что система ОМС сохранила устойчивость. И ей не потребовалось для этого радикальных изменений, лишь «точечные решения». 

Как отмечает эксперт, каждому надо знать, что, несмотря на возросшую нагрузку, медицинская помощь всем пациентам осуществляется так же, как и раньше, за исключением введения особого режима в стационарах и переноса плановой диспансеризации. Елена Чернякова особое внимание обратила на проблемы хронических больных. По ее словам, им не о чем беспокоиться: «Лечение пациентов с онкозаболеваниями, болезнями сердечно-сосудистой и эндокринной системы, а также находящихся на заместительной почечной терапии (диализ) будут по-прежнему проводиться в полном объеме».

Конечно, это не значит, что система работает идеально. Ошибкам и равнодушию людей всегда находится место. В этом случае каждый гражданин должен понимать, что у него есть защитник в лице страхового представителя. По словам Елены Черняковой, в условиях распространения коронавирусной инфекции институт страховых представителей проявил себя весьма эффективно. «Напоминаю, что всем застрахованным крайне желательно иметь под рукой номер телефона страховой компании, которая выдала вам полис ОМС», — отмечает председатель ФОМС.

Как рассказал вице-президент Союза страховщиков Дмитрий Кузнецов, в марте страховые компании начали принимать много обращений, связанных с коронавирусом. Люди были обеспокоены и задавали совершенно разные вопросы, часто вообще не относящиеся к качеству оказания медицинской помощи. Тем не менее страховым представителям и работникам колл-центров помог опыт, который они приобрели, работая с пациентами, оказавшимися в тяжелой ситуации, в том числе с онкобольными. 

Только за последнюю неделю страховые компании обработали более 60 тысяч обращений. Интересно, что помимо коронавируса граждане спрашивают про получение нового полиса, ведь на время карантина офисы страховых компаний во многих регионах были закрыты. Страховщики отмечают, что беспокойство по поводу полиса излишне. «Медицинская помощь будет оказана в любом случае, даже по временному свидетельству, которое можно получить и дистанционно», — напоминает Дмитрий Кузнецов.

Еще до начала эпидемии в России страховые компании переориентировались на максимальное информирование людей о том, как действовать в условиях вспышки новой болезни. Используя все каналы коммуникации от личных звонков и СМС до видеороликов в СМИ, страховщики сообщали об отмене профилактических мероприятий и необходимости соблюдения режима самоизоляции.

Кроме того, Союз страховщиков предложил губернаторам свою помощь, в том числе и для взаимодействия с волонтерскими движениями. Страховые компании не только участвуют в приеме заявок на оказание помощи, но и предоставляют волонтерам автотранспорт и непосредственно участвуют в доставке продовольственных пакетов маломобильным гражданам. В нескольких регионах осуществлена адресная материальная поддержка медорганиизациям, сообщил Дмитрий Кузнецов.

Но главной задачей страховых компаний остается защита прав пациентов, которые по тем или иным причинам не получили медицинскую помощь или ее качество оставляет желать лучшего. Об этом рассказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. По его словам, в особом отношении нуждаются сейчас хронические больные. Ведь больницы, в которых они привыкли регулярно получать медицинскую помощь, вынуждены были перепрофилировать на прием инфекционных больных. В таком случае на помощь опять приходят страховщики, добиваясь того, чтобы медицинская помощь была оказана в любом случае. 

«Сегодня мне как раз пришло сообщение от одной страховой компании, которая разбирала случай с пациенткой из Подмосковья. Ее терапия в условиях дневного стационара была безосновательно прекращена», — рассказал Юрий Жулев. «Мне очень приятно сообщить, что по результатам вмешательства страховой компании в ближайшие дни терапия этой пациентке будет продолжена. Казалось бы, это отдельные случаи, но за каждым таким случаем — человеческая жизнь», — напомнил эксперт.

По случайному совпадению в это же самое время в тот же день, в который состоялась пресс-конференция, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в очередном телеинтервью раскритиковала российскую систему ОМС, которая, по ее словам, нуждается в реформировании.

«Наша страховая система — это такая огосударствленная, формальная система. Вы слышали за период эпидемии о страховых компаниях? [Которые работают в системе ОМС — прим. ред.]», — заявила Валентина Матвиенко, подчеркнув, однако, что это лишь ее мнение, и в дальнейшем нужно вести со дискуссию специалистами.

Надо полагать, что теперь в Совете Федерации больше информации о том, как работает система ОМС в условиях пандемии, и конструктивный обмен информацией между законодателями и участниками системы позволит избежать резких шагов и выработать общую позицию.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах