Обучение волонтеров прошло в Саратове. Оно состоялось в рамках реализации проекта «Волонтерский штаб адресной помощи по профилактике распространения коронавирусной инфекции в городе Саратове». Проект реализуется Саратовским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» совместно с СГМУ им. В. И. Разумовского и Министерством здравоохранения Саратовской области при поддержке Фонда президентских грантов.
Эффективная деятельность в сфере добровольчества невозможна без понимания того, что представляет собой волонтерская деятельность, какие цели и задачи стоят перед добровольцем, без знания основных аспектов добровольчества. Чтобы волонтёры смогли помогать пожилым людям и оказывать качественную медико-социальную помощь, им требуются подготовка и обучение, методическая и организационная поддержка. Волонтёр должен обладать определенным набором навыков и знаний: он должен знать, как устроена система социальной защиты, понимать психологические особенности пожилых людей, способы выявления их потребностей и нужд, владеть коммуникативными приемами, практическими навыками оказания бытовой помощи и т. д.
Все эти знания и навыки волонтеры получили в ходе реализации проекта и закрепляют их на практике, оказывая волонтерскую помощь пожилым людям Саратова.
Обучение волонтеров осуществлялось непосредственно командой проекта и привлеченными тренерами по трем направлениям: специфика волонтерской деятельности, социальная работа с пожилыми людьми, психологическая подготовка волонтеров. Всего с волонтерами проекта было проведено 15 обучающих занятий. В связи с большой численностью задействованных в проекте добровольцев и сложной эпидемиологической обстановкой занятия проходили в онлайн-формате на платформе Zoom.
В рамках первого блока занятий волонтеры узнали о сути волонтерской деятельности, ее целях и задачах, о том, кто такой волонтер. Было подробно рассмотрено взаимодействие между волонтером, волонтерской организацией и целевой группой, людьми, которым оказывается помощь. Также в ходе занятия тренер с добровольцами обсудили права и обязанности волонтера в организации, изучили документы, регламентирующие добровольческую деятельность. На последующих занятиях были рассмотрены направления волонтерской деятельности, их основные особенности, различия и сходства в задачах и путях осуществления. Были раскрыты основные принципы и правила волонтерской деятельности.
В ходе курса тренер с волонтерами развенчали мифы о добровольчестве, обучающимся были даны рекомендации по осуществлению их деятельности. Обсуждались способы выстраивания коммуникации, специфика общения волонтера и пациента, этические аспекты взаимодействия. На последнем занятии добровольцы вместе с тренером детально рассмотрели особенности, цели и задачи проекта, подробно разобрали свой функционал в рамках проекта, изучили специфику оказания адресной помощи в рамках волонтерского штаба.
Второй обучающий курс был посвящен изучению биологических, социальных и психологических аспектов старения человека, деонтологической тактики при общении с пожилыми, специфики пациентов пожилого и старческого возраста. Отдельно рассматривались особенности выстраивания взаимодействия с пожилыми людьми, различные нюансы данного общения в рамках оказания волонтерской помощи. Тренером были выделены конкретные рекомендации по взаимодействию с пожилым пациентом, которому оказывается помощь. Были подробно исследованы качества волонтера, необходимые для построения успешной коммуникации с представителями данной возрастной группы.
На заключительном занятии обучающиеся получили информацию об аспектах социальной работы с пожилыми людьми в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. В рамках курса были разосланы информационные памятки о правилах взаимодействия с пожилыми пациентами в период пандемии, брошюры с информацией об основных профилактических мерах по противодействию распространению инфекции.
Третий курс был нацелен на психологическую подготовку волонтеров к деятельности, на оказание психологической поддержки волонтерам проекта. В рамках курса волонтеры узнали о психологических, социальных, профессиональных ресурсах, которые может дать волонтерская деятельность. Волонтеры совместно с тренером обсудили основные страхи, с которыми может столкнуться волонтер в своей деятельности, и пути и способы разрешения возникших эмоциональных состояний.
Целый блок курса был посвящен обсуждению и наработке у волонтеров навыков вербального и невербального общения, были даны рекомендации по использованию тех или иных приемов общения для выстраивания наиболее успешной коммуникации с собеседником. Детально исследовались мотивация волонтера, то, что его побуждает безвозмездно оказывать помощь в сфере здравоохранения, и важность развития саморефлексии для понимания своих мотивов, своих границ и ответственности. В рамках данной темы было рассмотрено такое важное для волонтера качество, как эмпатия, развитие которого необходимо для существования в помогающей сфере и для профилактики появления возможных негативных воздействий, например эмоционального выгорания.
Отдельное занятие было посвящено способам развития стрессоустойчивости как одного из важнейших качеств, необходимых волонтеру для осуществления своей деятельности. Также в ходе курса волонтерам представилась возможность ознакомиться и опробовать на себе различные психологические техники и упражнения, направленные на развитие стрессоустойчивости, рефлексии и эмпатии, и были предоставлены телефоны психологической помощи.
На всех курсах давалась и поддерживалась обратная связь, волонтеры отвечали на вопросы тренеров и сами могли задать все интересующие их вопросы. Им напомнили о том, что они всегда могут напрямую обращаться к организаторам проекта за любой необходимой помощью и поддержкой.
На правах рекламы