109

Медосмотр — дистанционно. Как защитить пассажиров и водителей такси

Депутаты Госдумы и чиновники от здравоохранения встревожены последней сводкой дорожно-транспортных происшествий. Накануне МВД России заявило, что в 2020 году произошло 3,5 тысячи аварий на дорогах с участием такси.

При этом нужно принять во внимание, что в прошлом году была снижена транспортная нагрузка, когда как минимум треть сотрудников находилась на удаленке.

Причина 90% аварий — человеческий фактор. Водители выходят на рейс в состоянии сонливости, плохого самочувствия, после алкогольного или наркотического опьянения, что сопровождается отсутствием концентрации и слабой реакцией. Обязательные очные медицинские осмотры проводятся фиктивно, по сути, все сведено к массовой проштамповке путевых листов.

Несовершенство законодательной базы препятствует правовому регулированию транспортной отрасли в сфере пассажирских перевозок. Как решить проблему на системном уровне, защитить пассажиров, обеспечить охрану труда водителей и сподвигнуть таксопарки к проведению реальных медосмотров, рассказала в эксклюзивном интервью АиФ.ru председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. 

Председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. Пресс-служба  Общественного совета по развитию такси.

— Ирина Викторовна, кто сегодня несет ответственность за перевозку пассажиров?

— Организация медосмотров, как и ответственность за перевозку пассажиров, лежит на таксомоторном предприятии, которое, в свою очередь, выстраивает правовые отношения с водителем. Функцией агрегаторов — мобильных приложений, через которые пассажиры делают заказ такси, — является передача заказа от пассажира к исполнителю услуги: непосредственно водителю такси. Причем у агрегаторов отсутствует техническая и правовая возможность проверки соблюдения водителем процедуры выхода на линию, а именно того, прошел ли водитель медицинский осмотр или прошел ли автомобиль такси технический осмотр.

Со стороны контролирующих органов также недостаточное внимание к таксомоторным компаниям в части соблюдения текущего законодательства, поэтому большинство компаний такси не в полной мере соблюдают закон «О такси», а большинство водителей проходят медицинский осмотр фиктивно. Тема удаленных медицинских осмотров неоднократно поднималась на различных отраслевых таксомоторных форумах, руководители таксомоторных компаний заинтересованы в том, чтобы медицинские осмотры были реальными и в то же время сам осмотр занимал минимальное время.

Но в данный момент в связи с несовершенством нормативно-правовой базы результаты удаленного медицинского осмотра не могут быть признаны контролирующими органами, хотя сами технологии активно развиваются на российском рынке. Минздрав России уже начал разработку нового законопроекта, который должен урегулировать систему медицинских осмотров водителей автобусов, такси, грузового транспорта и предприятий из других областей и который создаст условия для использования телемедицинских осмотров. 

— Вы считаете, что здоровье водителя можно проверить на расстоянии?

— Прохождение водителем медицинского осмотра перед выходом на линию важно, большинство пассажиров считают, что водителя проверяют перед рейсом на наличие алкогольных и наркотических веществ в крови. Но задачей медосмотра является еще и проверка самочувствия водителя. Водитель может быть непьющим, но если он, например ночь не спал, то такой фактор может привести к невнимательному вождению и, как следствие, угрозе ДТП. Безусловно, советское прохождение врачей на ежесменной основе с фиксацией записей в бумажный журнал дало предпосылки к становлению различных систем выпуска водителя такси. Да, дистанционные медосмотры — технологически новое решение, и, если сравнить два формата медосмотров (старый с бумажной документацией и новое решения через телемедицинское оборудование), есть существенная разница.

На очный медосмотр водитель затрачивает 10-15 минут: фельдшер делает замер температуры, давления, проверяет через алкотестер, собирает анамнез, затем вносит сведения в бумажный журнал и делает отметку в путевом листе. Сам процесс может пройти и в очередях. Транспортные предприятия, как бы это критично и печально ни звучало, подходят к этой процедуре формально.

Проблема с медосмотрами не решена на системном уровне. Некоторые таксопарки, кстати, которые находятся не в Москве, уже давно используют услуги телемедицины и видят практическую пользу: сокращено время прохождения медосмотра до 3-5 минут, невозможно фальсифицировать медицинские сведения, потому что система фиксирует все отклонения, будь то температура или давление водителя. Согласитесь, удивительно в наше время, что сами предприятия заинтересованы в здоровье своих водителей. Но есть и обратная сторона медали: инспекторы ГИБДД не могут принять путевой лист с отметкой о телемедицинском осмотре 

По данным Научного центра безопасности дорожного движения, количество активных разрешений на таксомоторную деятельность сохраняется на стабильном уровне: более 440 тысяч каждый год. Вместе с этим число аварий с участием такси не снижается. 

— Дистанционно можно руководить хирургическими операциями, осматривать водителя с помощью телемедицинского оборудования нельзя.

— Мы консультировались по этому вопросу с уполномоченными органами. Сотрудники Ространснадзора и ГИБДД поддерживают предложение о введении удаленных медосмотров водителей. Но приказ есть приказ, порядок есть порядок, и, к сожалению, пока нет законодательной основы.

— Какой формат медицинского осмотра более выгоден с точки зрения экономики предприятия?

— Текущий формат медосмотров не бесплатный: есть затраты на зарплату врачей, закупку бумаги, лицензирование медкабинета, на электричество. Себестоимость очного медосмотра достигает 150-200 рублей. Цена транзакции при дистанционном медосмотре варьируется от 30 до 50 рублей, это в несколько раз ниже.

Нужно учитывать, что рынок такси имеет большое количество нелегальных водителей, если говорить о соотношении, то на одного легального водителя приходится десять нелегальных. Легальными мы считаем тех, кто имеет разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Водители-нелегалы не соблюдают текущие требования законодательства, тем более процедуры выпуска на линию, такие как прохождение медицинских осмотров. 

Можно предположить, что крупным таксопаркам, где 50 машин и больше, выгоднее получить лицензию на медицинский кабинет и нанять медработника, который будет проводить медицинские осмотры осматривать водителей на потоке. Однако есть в этом и минус. Если таксопарк выпускает водителей на 12 часов смены, то медик, как правило, работает утром и вечером. Вечером водитель также должен пройти послесменный медицинский осмотр. Следовательно, невозможно провести медосмотр в течение смены, если, например, у работодателя возникли сомнения относительно здоровья водителя. Или нужно нанимать медработника на весь день, что еще более затратно. 

— Давайте «подсмотрим» систему медицинских осмотров на примере Америки или Европы, зачем придумывать очередной законодательный «велосипед»?

— Почти нигде в мире нет такой практики, как ежедневные медосмотры водителей такси. Приведу пример: в Германии бизнес такси лицензирован. Если водителя хоть раз поймают в состоянии алкогольного опьянения, то у него заберут лицензию, он станет «позорищем» для общества и такому гражданину даже банк может отказать в кредите. Еще у них очень высокие штрафы, которые могут достигать десятка тысяч евро. У нас другой менталитет и другие системы наказания. Многие регионы до сих пор живут девяностыми. Поэтому нам нужно урегулировать систему медосмотров на законодательном уровне. И сделать так, чтобы водитель не смог выйти на линию без реального медицинского осмотра.

— Складывается впечатление, что водитель такси — это не профессия, а какое-то хобби. Захотел — вышел на рейс, захотел — не вышел, а захотел — и вовсе сутки проработал.

— В действующем законодательстве прописаны требования к рабочему дню водителя: это 8-часовой рабочий день либо посменный график, когда 12-часовая рабочая смена сменяется 48-часовым перерывом. На практике водители не соблюдают такой режим, потому что фактически со стороны контролирующих органов очень слабый контроль. Конечно, сотрудники ГИБДД могут остановить водителя во время пути следования и проверить его путевой лист... и здесь начинается «карточная раскладка».

Большинство водителей имеют два путевых листа, например, в одном написано «с 8 утра до 8 вечера», а в другом — «с 8 вечера до 8 утра». И в зависимости от времени суток водитель показывает тот или иной путевой лист и инспектор не может оценить фактическое время нахождения водителя на линии. Что касается второго уполномоченного контрольного органа (это региональные органы исполнительной власти), то у него в принципе нет полномочий на проведение проверок водителей на линии. Он уполномочен проводить проверки только на предприятиях, либо плановые: один раз в три года либо по факту происшествия. 

— Ситуация с отметками в путевых листах напоминает историю пятилетней давности со страховой компанией «РЕСО-Гарантия», у которой было украдено 5 тысяч бланков ОСАГО. Потом заполненные бланки были реализованы через мобильные пункты страхования: технически «бумажка» есть, фактически страховки нет.

— Теневой рынок фиктивных полисов ОСАГО рухнул, когда законодатель ввел цифровые страховые полисы. Провести аналогию можно и с ситуацией по медицинским осмотрам водителей.

Во-первых, нужно создать систему неотвратимости наказания. Сегодня штраф за работу без путевого листа составляет 60 тысяч рублей на юридическое лицо либо ИП. В результате каждый водитель имеет эти «бумажки», их фиктивность сотрудники ГИБДД не всегда могут проверить. Инспекторы должны проверять данные в информационной системе, в которой будет представлена информация о том, какой врач выпустил водителя, а не просматривать бумажки с купленными синими печатями. Считаю, что нужно создать единую информационную базу здоровья водителей.

Во-вторых, нужен и пряник. Это доступность и открытость, создание публичных точек, чтобы каждый водитель мог свободно доехать до удобной точки и пройти медосмотр. Представьте, что водитель поехал с пассажиром на межгород. И каким образом он сможет пройти медосмотр, если вернется через 10-12 часов? Значит, ему нужно пройти медицинский осмотр в любом другом месте: на парковке торгового центра, на заправке, в аэропорту или на автовокзале.  

Да, создать новую систему медицинских осмотров водителей, сделать ее доступной, простой и быстрой, — это непростая задача, но необходима поддержка законодателей в этом вопросе, чтобы были созданы предпосылки для развития технологий и обеспечения безопасной услуги по пассажирским перевозкам.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество