С рождаемостью дело плохо
Республика Словения — небольшая европейская страна с населением около 2 млн жителей, которая до провозглашения независимости в 1991 году входила в состав Югославии. Сегодня Словения — самая экономически развитая из всех стран посткоммунистического пространства, которые стали членами Евросоюза. За последние десятилетия здоровье жителей Словении заметно улучшилось, о чём свидетельствует увеличение средней продолжительности жизни — 77,2 года для мужчин и 83,6 года для женщин (почти столько, сколько в среднем в Евросоюзе). При этом коэффициент рождаемости один из самых низких в странах Евросоюза: на одну женщину Словении приходится в среднем 1,58 родов. Для восполнения популяции этого недостаточно, поэтому проблема старения населения с каждым годом становится острее, что создаёт дополнительную нагрузку на здравоохранение.
В западных и центральных регионах Словении, где средние доходы населения несколько выше, здоровье людей лучше, чем в более бедных восточных и северо-восточных регионах. Но в Словении очень высоки показатели смертей от внешних причин: количество случаев суицида одно из самых высоких в Европе (17,1 на каждые 100 тысяч жителей, при том что средний показатель по Евросоюзу составляет 11,7 на 100 тысяч), а количество смертей от отравления и травматизма на 50% выше, чем в среднем по Евросоюзу.
Особенности регулирования системы
Основную регулирующую роль в охране здоровья граждан играет министерство здравоохранения, которому подчиняются все государственные больницы и национальные медицинские институты. Работу министерства здравоохранения активно поддерживает Совет здоровья — консультативный орган, который проводит оценку медицинских технологий и внедряет новые терапевтические и диагностические технологии.
У всех специалистов здравоохранения есть свои собственные профессиональные ассоциации, которые называются палатами (zbornice): Медицинская палата, Палата медсестёр и Фармацевтическая палата. Они занимаются лицензированием специалистов и повышением их квалификации. Врачи, медицинские сёстры и фармацевты обязаны быть членами соответствующей палаты, иметь лицензию на профессиональную деятельность и регулярно проходить курсы повышения квалификации.
Бюджет здравоохранения на зависть многим
Основную часть бюджета здравоохранения Словении составляют средства обязательного медицинского страхования (ОМС), а на средства добровольного медицинского страхования (ДМС) и соплатежи пациентов приходится лишь небольшая часть. Бюджет здравоохранения Словении составляет 9,2% ВВП — почти сколько в среднем по Евросоюзу (9,5%), но намного выше, чем в среднем в странах бывшего соцлагеря, вступивших в ЕС после 2004 года (6,8%).
Здравоохранение Словении финансируется в основном из госбюджета (71,4%), в том числе доходы от ОМС составляют 68,1% всего бюджета здравоохранения. На муниципальном уровне на нужды здравоохранения выделяются средства из налоговых поступлений в местный бюджет. Они составляют 3,3% бюджета здравоохранения. Как правило, эти средства идут на специальные программы профилактики и лечения некоторых заболеваний и на покрытие соплатежей социально незащищённых групп населения.
Частные платежи граждан составляют 28,6% бюджета здравоохранения (примерно столько, сколько в среднем по Евросоюзу — 27%). В том числе 14,8% бюджета — средства от ДМС, 12,7% — соплатежи граждан, застрахованных по системе ОМС, а остальное приходится на оплату медицинских услуг и лекарств, которые не оплачиваются ОМС. Неформальных платежей медперсоналу в стране практически нет.
Кто платит за страховку
В Словении действует система социального медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование гражданам страны обеспечивает всего один страховщик — Институт медицинского страхования Словении (HIIS). HIIS представляет интересы застрахованных граждан. Он основной покупатель медицинских услуг в стране и играет ведущую роль в формировании цен на медицинские услуги.
ОМС охватывает более 99% граждан страны, за исключением тех, кто постоянно проживает за рубежом. Страховой полис обязаны иметь все, но взносы на ОМС все платят по-разному. В стране существует 25 категорий плательщиков взносов в ОМС, при этом за безработных граждан, граждан, не имеющих доходов, а также заключённых и ветеранов войн взносы оплачиваются из государственного или муниципального бюджета. Для работающих граждан взносы в ОМС составляют 6,36% от совокупного дохода, и ещё 7,09% от их дохода за них доплачивает работодатель (т. е. в сумме взносы составляют 13,45% доходов).
Кроме этого в Словении действуют три компании ДМС, но полисы ДМС пациенты приобретают в основном для покрытия соплатежей. Услугами ДМС пользуются 71% населения (95% тех, кто платит взносы в ОМС), так как соплатежи за лекарства и медицинские услуги, оказываемые в рамках ОМС, довольно велики.
Помимо медицинского обслуживания в рамках ОМС граждане получают фармацевтические препараты, медицинскую технику и оплачиваемый больничный лист (до 30 дней). На основные медицинские услуги существует система соплатежей — их размер определяет HIIS при согласовании с правительством. Размер соплатежей зависит от вида услуг или их эффективности: например, за неотложную медицинскую помощь соплатежей нет, а за лекарства, которые считаются менее эффективными, соплатежи пациентов могут доходить до 90%.
Медпомощь по-словенски
Покупатели медицинских услуг в Словении — HIIS и страховые компании ДМС. Реимбурсация поставщикам медицинских услуг производится по комбинированной схеме, которая включает как подушевую оплату, так и сдельную (только за оказанные услуги). Амбулаторные медицинские услуги специалистов, работающих в госпиталях, страховые компании оплачивают сдельно, а лечение в стационаре — по системе клинико-статистических групп.
Медицинский персонал в первичных и вторичных медицинских учреждениях может работать на разных условиях: по контракту (в государственных клиниках с окладом, выплачиваемым из бюджета), по договору концессии — как частный специалист (в этом случае условия оплаты зависят от договора с HIIS и оплачиваются компанией ДМС или непосредственно пациентом). Услуги частных врачей оплачивают пациенты или компании ДМС. Но медицинским специалистам запрещено одновременно работать в госучреждении и заниматься частной практикой. 83% медработников Словении работают в государственных медучреждениях.
Первичное медицинское обслуживание населения обеспечивается муниципальными клиниками и медицинскими центрами. В них работают 76% терапевтов и 42% дантистов. Кроме первичной медицинской помощи муниципальные медучреждения оказывают неотложную медицинскую помощь, медицинскую помощь беременным женщинам, детям и подросткам, проводят лабораторные исследования, диагностические процедуры, физиотерапию, а также профилактические и лечебные стоматологические услуги детям и взрослым.
В Словении 10 многопрофильных госпиталей, 2 университетских госпиталя, 5 психиатрических больниц и 13 специализированных госпиталей (в том числе 3 частных). Высокоспециализированную (третичную) медицинскую помощь оказывают в специализированных госпиталях, в том числе университетских. В последние годы некоторые виды стационарной помощи заменяются услугами дневного стационара. В 2005 году только 11,1% госпитальных услуг оказывались в форме дневного стационара, а в 2013 году этот показатель вырос до 30%.
Обеспечение лекарствами
В стране действуют 85 оптовых поставщиков фармпрепаратов. Оптовые и розничные цены на ЛС не регулируются законодательно, однако аптеки устанавливают розничные цены на препараты в зависимости от величины реимбурсации за препарат, которая устанавливается HIIS и едина для всей страны. В аптеках Словении почти все лекарства продаются по рецептам и правила отпуска очень строгие.
Лекарства для детей и лечения определённых хронических заболеваний (диабета, рака, рассеянного склероза и эпилепсии) бесплатны для пациентов. Ряд препаратов требует соплатежей пациентов в размере 30% или 10%. Некоторые препараты пациенты оплачивают из собственных средств.