Кому доплаты?
В Москве активно развивается система грантов для медицинских учреждений. Как она работает? И отразилось ли это на пациентах? Система поощрений сформирована так, чтобы стимулировать особо важные направления в лечении москвичей. Если говорить о поликлиниках, то это в первую очередь развитие семейной медицины и улучшения здоровья тех, кто больше всего в нём нуждается, - людей в возрасте, имеющих сразу несколько хронических заболеваний, и так называемых маломобильных пациентов.
Появилась и новая программа грантов для поликлиник, нацеленная на создание в них максимально дружественной среды для пациентов. Гранты будут выделяться взрослым и детским поликлиникам. Важно, что при распределении учитывается мнение посетителей поликлиник: итоги подводит не Департамент здравоохранения, а сами москвичи, у них есть возможность выразить своё мнение о работе не только поликлиники, но и конкретного врача. И эти мнения будут изучать в Департаменте здравоохранения и выбирать по итогам предыдущего квартала лучшую среди взрослых и детских поликлиник.
Отдельная тема - гранты отделениям реанимации. На днях, посещая Городскую клиническую больницу им. Юдина, мэр Москвы Сергей Собянин уделил этому особое внимание: «Недавно мы приняли решение о выделении грантов «Спасая жизни» для отделений реанимации и интенсивной терапии городских больниц. Ежегодно 10 лучших отделений будут получать по 30 млн рублей для материального поощрения врачей и медицинских сестёр. ГКБ им. Юдина - хороший пример, как должно работать современное реанимационное отделение. Я благодарю его врачей за спасение жизней и здоровья тысяч пациентов ежегодно».
Городская клиническая больница им. Юдина образовалась в 2015 году, когда объединились ГКБ № 79 и ГКБ № 7. Вскоре после этого ей было присвоено имя величайшего отечественного хирурга и учёного Сергея Сергеевича Юдина. Здесь работают уникальные врачи. Например, недавно руководитель специализированного центра хирургии стопы В. Г. Процко провёл крайне сложную операцию Тимуру Дадаеву - 15-летнему мальчику из дагестанского детдома. Он болен ДЦП, и у него была выраженная деформация стопы с изменением положения костей. Ребёнок не мог не только ходить, но и носить обувь, даже изготовленную по индивидуальным меркам. Послеоперационный период проходит гладко, ребёнок уже выписан с корригирующей гипсовой повязкой на 2 месяца. После её снятия он сможет пользоваться обувью и ходить.
Если сама больница крупнейшая на юге столицы, то служба анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии в ней является крупнейшей в Москве. В её состав входят 12 отделений на 144 койки с 16 операционными, вертолётная площадка и реанимобиль. Специальный пандус позволяет машинам «скорой помощи» доставлять крайне тяжёлых пациентов сразу в реанимацию, минуя приёмное отделение. Для экстренной диагностики, чтобы не тратить драгоценное время на транспортировку больных в отделение лучевой диагностики, есть мобильный компьютерный томограф. Есть зал для гемодиализа, в нём проводят экстренное очищение крови больным с острой почечной недостаточностью. Особо часто она бывает у людей, получивших сдавленные травмы (например, в завалах зданий). Опыт работы реанимационной службы распространяется на другие стационары столицы.
В московских больницах 47 отделений анестезиологии и реанимации для взрослых и 33 для детей и новорождённых. И в их работе есть явный прогресс: в 2012 году уровень летальности в реанимационных отделениях столицы был 10,7%, сейчас он снизился до 9,6%. Это хороший показатель для столь тяжёлого профиля. Правительство Москвы уделяет серьёзное внимание реанимационной службе, ведь её деятельность - один из главных показателей качества работы городской системы здравоохранения в целом. Поэтому для оснащения реанимационных палат и палат интенсивной терапии в последние годы приобреталось самое современное оборудование. А сегодня стоит задача оснастить их системами автоматизированного перекладывания и вертикализации пациентов. Они не только облегчат труд медсестёр, но и уменьшат число осложнений у больных.
Глазами врача
Чтобы понять, как видят изменения в столичном здравоохранении медики, мы решили пообщаться с врачом общей практики Анной Юрасовой. Она работает в городской поликлинике № 3 и с этого года начала получать ежемесячную доплату в размере 20 тыс. рублей.
- В 2015 году я прошла обучение на врача общей практики, получила новые знания, сдала экзамены, они были серьёзными и достаточно сложными, получила диплом, который открыл новые возможности в профессии. С мая 2016 года работаю врачом общей практики. На приём приходят пациенты с самыми разными заболеваниями - хирургическими, гастроэнтерологическими, неврологическими, эндокринными, оториноларингологическими, кардиологическими и многими другими. Это специфика работы врача общей практики, и полученные знания позволяют правильно поставить диагноз и назначить лечение. Помогают в этом и современные инструменты, которыми оснащены все кабинеты врачей общей практики, - это тонометры для бесконтактного измерения внутриглазного давления, офтальмоскопы для осмотра глазного дна, а также оториноскопы и ларингоскопы, необходимые для диагностики лор-органов. Благодаря этому мы оказываем медицинскую помощь первого уровня без задержек.
В нашей поликлинике также работают проекты для хронических пациентов с множественными патологиями и патронаж для маломобильных пациентов. Доктора получают высокую зарплату за свою работу, а это важно для каждого.
- Какие изменения вы замечаете в работе в последние годы? Есть ли они реально?
- Да, колоссальные изменения. В 2010 году я начала свою рабочую деятельность. В первые месяцы у меня появились сильные боли в шее из-за того, что приходилось очень много писать. Представляете, в каждом рецепте врач должен был заполнить несколько граф примерно с 30 цифрами - СНИЛС, ОГРН, код болезни и т. д. И нигде нельзя допустить ошибку, а рецептов приходилось выписывать очень много, часто более 4 на одного пациента, за рабочий день можно было выписать до 100 рецептов, а порой и больше.
- Как сейчас это происходит?
- Сейчас все врачи работают в системе ЕМИАС, в электронной амбулаторной карте. Открываю на компьютере рецепт, где автоматически заполняются паспортные и другие данные пациента, выбираю препарат, тут же получаю информацию о его наличии в нашей аптеке и выписываю несколькими нажатиями кнопки, указываю кратность приёма, дозу и т. д., распечатываю рецепт - и всё! Точно так же с остальными документами. Не нужно, как раньше, тратить драгоценное время на поиски карты или анализов, всё есть в компьютере, это облегчает труд и экономит время доктора, которое он может потратить на пациента.
- А в плане оказания помощи больным?
- Раньше я работала терапевтом, хорошо знаю, какая низкая доступность была к высокотехнологичной помощи - не везде проводилась коронарография или радиочастотная аблация (операция по устранению мерцательной аритмии). Такую помощь чаще всего оказывали в федеральных центрах. А сейчас в Москве функционирует 29 сосудистых центров, где экстренно оказывается помощь больным с инфарктами. Как только выставляется диагноз острого инфаркта, пациент в ближайшие часы поступает в операционную к сосудистым хирургам. Такая скорость оказания медицинской помощи позволяет уменьшить очаг поражения и сохранить здоровье. Главное, вовремя обратиться.