Сегодня профессиональное сообщество активно обсуждает предложение Минздрава решить кадровый вопрос с помощью студентов. Новый порядок допуска будущих специалистов к профессиональной деятельности пока ещё в проекте. Но...
Аккредитация или снова интернатура?
«Всё, что касается фармацевтического образования, очень сложно и для самих специалистов. От аптечных организаций нам приходит очень много вопросов о том, кого аптека может брать на работу, а кого нет», — объясняет исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «Союзфарма» Дмитрий Целоусов.
2016 год — переходный для фармации. На смену сертификатам специалистов приходит аккредитация. Постепенный переход к ней начинается со стоматологов и провизоров...
Однако в октябре 2015 года вышел приказ Минздрава № 707 н, устанавливающий требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием. Провизоров вновь обязывают обучаться в интернатуре. Несмотря на то, что выпускники фармацевтических вузов пройдут свою первичную аккредитацию уже летом — вместе с итоговой государственной аттестацией. Свидетельство об аккредитации даст молодым специалистам возможность сразу же приступить к работе в должности провизора или провизора-технолога.
«Приказ 707 н ничего не изменил. Он просто внёс неясность, — размышляет Дмитрий Целоусов. — Как мы тогда придём к аккредитации, если нам прописывают интернатуру?»
Старый новый порядок
Дать студентам возможность познакомиться с профессией действительно необходимо. Однако такое разрешение в законодательстве уже есть, замечает адвокат Ирина Урадовских. Право будущего специалиста работать в качестве медсестры или фармацевта ещё в 2012 году давало... Минздравсоцразвития. Своим приказом № 239 н «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала» Минздравсоцразвития разрешал студентам-старшекурсникам работать медицинскими сёстрами, медицинскими регистраторами, помощниками врачей — эпидемиологов, паразитологов, врачей по гигиене, стоматологическими гигиенистами и фармацевтами. Всё, что для этого было нужно, — сдать экзамен на допуск к профессиональной деятельности.
На тех же условиях министерство разрешало трудиться и выпускникам вузов, ещё не получившим сертификат специалиста.
Проект документа, предложенный Минздравом сегодня, содержит такие же положения. Дипломированный провизор, не прошедший интернатуру, может работать в аптеке на должности фармацевта, как и студент-старшекурсник.
Экзамены на допуск к профессиональной деятельности проходят уже сейчас. Например, Первый МГМУ имени Сеченова не так давно проверил студентов фармацевтического факультета. 22 апреля пройдут тестирование студенты-медики...
Учишься на провизора — станешь фармацевтом
А если провизор хочет быть именно провизором? «Обучение в интернатуре сегодня стоит очень дорого. В некоторых вузах это более 90 тысяч рублей в год. Чтобы стать заведующим аптекой, нужно учиться в интернатуре по одной специальности, чтобы стать первостольником — по другой», — отмечает владелец краснодарской аптечной сети «Здоровье» Юрий Слепов. Конечно, выпускник может обучаться в обеих интернатурах одновременно, но будут ли у него время и средства?
Сотрудники аптек замечают: попасть в интернатуру на бюджетные места достаточно проблематично. С этой точки зрения аккредитация поднимет провизоров до уровня... фармацевтов. Специалист со средним фармацевтическим образованием, к счастью, может работать в аптеке сразу же после диплома.
Сотни тысяч медработников
О дефиците кадров в медицине и фармации знают все. Сколько стране необходимо медиков, ежегодно высчитывают и эксперты, и организаторы здравоохранения. «Дефицит медицинских работников, по данным Минздрава России, по всей стране составляет около 40 тыс. врачей и 270 тыс. медсестёр, хотя наши расчёты показывают, что дефицит врачей — 130 тыс. человек, или 22% от необходимого», — поясняет руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова.
На селе кадровый голод ощущается ещё острее. В 2014 году обеспеченность всеми врачами была в 3,1 раза ниже, а медицинскими сёстрами — в 1,6 раза ниже, чем в среднем по стране.
Со статистикой по фармации сложнее. У каждого участника лекарственного рынка своё мнение о том, сколько нужно стране аптек и фармацевтов.
Одним из способов решить кадровый вопрос могло бы стать распределение. Представители профессионального сообщества (особенно медицинского) всё чаще выступают в его поддержку. «В своё время очень хотела распределиться куда-то, чтобы получить хороший опыт, но практику распределения уже отменили, — вспоминает эксперт рынка Мария Русинова. — Считаю, что распределение необходимо. На три года каждому специалисту. А потом можно идти куда хочешь: получать другую узкую специальность, в аспирантуру, в фармацевтику, в частную медицину».
Если предположить, что распределение всё-таки вернут, остаётся надеяться, что специалисту дадут не только рабочее место, но и достойное жильё там, куда его распределили. А те, кто сам смог разыскать работу, сохранят право пользоваться своим выбором.
Когда в студентах видят конкурентов
«В 2012 году новый порядок допуска к работе студентов‑медиков и фармацевтов встречали положительно. Он должен был пойти на пользу и студентам, и пациентам. Много было сказано слов о том, что хороший врач должен знать работу больницы от и до, — вспоминает пластический хирург Максим Нестеренко. — Но по факту что изменилось за четыре года? Кардинальных перемен не произошло. Наоборот, уровень зарплат младшего и среднего медицинского персонала таков, что всё больше специалистов покидают профессию, а оставшиеся работают на 1,5–2 ставки. Намного более привлекательны для вчерашних студентов платные клиники и частные стоматологические кабинеты, куда они могут идти работать администраторами или медсёстрами». Но в этом сегменте нехватки кадров не отмечалось и раньше.
Опасения у практикующего врача вызывает и уровень образования молодых специалистов. Даже у тех, кто получил диплом, он недостаточен, не говоря уже о четверо- и пятикурсниках. «Разве недоучившийся студент лучше справится с обязанностями медсестры, чем настоящая медсестра, окончившая своё обучение и сдавшая выпускные экзамены? — продолжает Нестеренко. — Студенты приходят неподготовленные, а опытные врачи в них видят конкурентов и не учат, так как оплата, которая ранее делилась на врачей, переходит молодым специалистам». Таково положение дел в частном секторе медицины.
Как практике договориться с теорией?
«Когда мы учились в мединституте, мы работали под контролем. Но работали! Вели больных, давали назначения. А врачи, наши кураторы, смотрели, что нам, студентам, нужно подкорректировать, — рассказывает Юрий Слепов. — Очень хотел бы, чтобы и сейчас на старших курсах студенты работали и чтобы у них обязательно были наставники».
И врачами, и фармацевтами многие мечтают стать с детства. "С каждым годом растёт количество классов с медицинским уклоном. Это хороший прогностический признак. Он говорит о том, что уровень первоначальной подготовки будущих студентов будет высоким и интерес к специальности есть уже в школе«, — подчёркивает Мария Русинова.
Когда профессиональное образование организовано так, что работодатель не может понять, каких специалистов разрешено брать на работу, сохранить интерес к профессии очень и очень сложно. Всё упирается в «технические» противоречия, как с теми же аккредитацией и интернатурой.
«Идея трудоустройства студентов имеет огромный потенциал, но очевидно, что реализовать её нужно как-то иначе, — подводит итог Максим Нестеренко. — Так, чтобы практика шла рука об руку с теорией, а студент, будущий специалист, был мотивирован хорошо учиться и работать».