Первичная медико-санитарная помощь – первая линия обороны здоровья и жизни, как сказал недавно губернатор Алтайского края Александр Карлин. Она составляет 60% всего лечения наших сограждан. Самую главную проблему первичного, или амбулаторного, звена знают, наверное, все, кто когда-нибудь соприкасался со сферой здравоохранения: очереди, невозможность записаться на приём.
На конференциях и заседаниях произносят одно слово – «доступность». Она стала повесткой дня и 6 июня, на первом заседании Экспертного совета по вопросам совершенствования организации здравоохранения Комитета Госдумы по охране здоровья.
Медицину спасёт Интернет?
Главное средство решения вечных вопросов амбулаторно-поликлинической медпомощи предложили весьма неожиданное: обратиться к Минздраву с инициативой создать в регионах единую базу медицинских данных пациентов и инкорпорировать её сведения как в работу лечебных учреждений, так и в деятельность смежных ведомств социальной сферы. (Кстати, 15 июня Госдума уже приняла в первом чтении правительственный законопроект о телемедицине.)
По сути, Минздраву предложено выстроить систему электронного здравоохранения. В проекте создание единой для всей страны электронной истории болезни, «истории родов», амбулаторной карты – и всё это на основе облачных технологий. В электронный вид запланировано перевести также архивы рентгенограмм и данных УЗИ, КТ и МРТ.
А ещё в числе предложений Экспертного совета – автоматизированная система отчётности врача первичной медицинской помощи, система персонифицированного контроля доступа ответственных врачей к базе медицинских данных при обмене информацией между медорганизациями…
Словом, здравоохранение, история которого насчитывает тысячи лет, уповает на электронику как на чудодейственное лекарство от вечных проблем… К чему приведёт такой подход?
Но на лечение времени нет
И практикующие врачи, и даже чиновники уверены, что доступной медицину делают не информационные технологии, а совсем другие параметры. Как предупредила министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская, «человек и рад бы пойти в поликлинику, но потом будут проблемы с работодателем. Если этот вопрос не решить, то смертность в трудоспособном возрасте останется огромной! Когда пациент ещё может вылечиться, он не приходит к врачу – ему некогда… Именно эта тема должна серьёзно обсуждаться, когда мы говорим о первичной медико-санитарной помощи».
Когда врач есть, а работодатель не отпускает к нему, это лишь один аспект проблемы доступности. А если врача нет в наличии? Впрочем, «нерешаемый» вопрос сельского доктора нашёл своё решение в практике некоторых регионов.
«Сельскому фельдшеру» – всю страну!
В Алтайском крае 44% всего населения составляют сельские жители (в среднем по стране показатель меньше – 26,1%). И, несмотря на то что регион в пятёрке лучших по стране по программе «Земский доктор», 160 фельдшерско-акушерских пунктов остаются неукомплектованными. Почти 63% медицинских специалистов – это старшая возрастная группа. В посёлках, где живут 300–500 человек, молодые специалисты не видят перспектив, отмечает министр здравоохранения Алтайского края Ирина Долгова.
Тем не менее с 2013 по 2016 год в Алтайском крае нашли свою работу 846 земских докторов. И именно здесь одной из первых в стране стартовала программа «Сельский фельдшер». Почти каждый третий специалист, принявший в ней участие, переехал из другого региона. Проект проводится ещё не во всей России – и лишь 6 июня на Экспертном совете прозвучало предложение сделать его общегосударственным…
Совет обратил внимание и на жильё для докторов и фельдшеров – предложили давать служебные квартиры, компенсировать расходы на аренду жилья, предоставлять земельные участки на льготных условиях. Предложено поднять на федеральный уровень ещё одно региональное начинание – подъёмные до 300 тысяч рублей. Конечно, это новое – во многом хорошо забытое старое. Но у «Земского доктора» и «Сельского фельдшера» в их расширенном варианте значительно больше шансов сделать лечение доступнее, чем у Интернета и мобильных комплексов.
На первый взгляд за передвижными лабораториями и выездными бригадами будущее. Особенно в условиях оптимизации: выпустить мобильный комплекс кажется дешевле и проще, чем построить больницу, станцию или даже ФАП. Особенно для таких регионов, как, скажем, Свердловская область, где плотность населения в некоторых районах отличается в несколько тысяч раз! Область создаёт и пункты скорой помощи, и новые станции и отделения… Но, как выяснилось, выездная медицинская помощь, жизненно необходимая пациенту как дополнение к амбулаторной, сама по себе оптимизировать бюджеты не поможет. Тарифы программы госгарантий меньше, чем реальные финансовые вложения. Министр здравоохранения Свердловской области Игорь Трофимов предложил пересмотреть эти коэффициенты… Найдутся ли среди тарифов ОМС такие, которые в пересмотре не нуждаются?
А придёт ли больной к врачу?
Впрочем, вернёмся вновь к организационным вопросам здравоохранения. «Открытая регистратура» и «Бережливая» поликлиника как пилотные проекты показывают, что уменьшить время общения врача и пациента с бумагами и почти вдвое увеличить время их взаимодействия друг с другом возможно. Теперь дело за малым: помочь больному человеку принять решение обратиться за помощью.
«Если человек не знает первых симптомов заболевания, он никогда не придёт и в самую чудесную регистратуру», – заметила президент Российского медицинского общества по артериальной гипертензии, профессор Ирина Чазова.
Медицинские данные говорят сами за себя: 47% россиян погибают от сердечно-сосудистых катастроф. А горькая шутка, что гипертония для России не болезнь, на самом деле не так далека от правды. Своё давление контролируют 30% женщин и 14% мужчин, болеющих артериальной гипертензией.
«Быть может, в дополнение к организационным проектам разработать систему мер, направленных на просвещение пациентов, на повышение культуры их лечения?» – задаётся вопросом Ирина Чазова.
Конечно, медицинский ликбез – это лишь часть того, что необходимо сделать для пациента. Но если не сделать этот шаг, здравоохранение не станет по-настоящему доступным… Свободного доступа больного к лечению не будет и до тех пор, пока на государственном уровне не решится не только кадровый вопрос медицины, но и ежедневный вопрос гражданина, выбирающего между работой и здоровьем.
О врачебной тайне и врачебной деятельности
«Из средства сделали цель», – комментирует идею создать единую электронную базу данных главный врач Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования Людмила Григоричева. Действительно, электронный учёт – один из способов облегчить ведение регистров пациентов по различным заболеваниям. Зачем необходимы такие регистры, знают и организаторы здравоохранения, и врачи всех специальностей, и болеющие граждане, которые получают льготные рецепты…
Однако медицинская электронная база для всей страны не вполне соответствует положениям закона о… врачебной тайне. Имеет место передача данных о пациенте без его согласия, замечает заместитель председателя Федерального фонда ОМС Елена Сучкова.
Кстати, даже в США, стране, которую многие считают колыбелью современных интернет-технологий, соответствующий учёт ведётся только по штатам. В дальнейшем статистика лишь суммирует показатели и в обобщённом виде представляет ситуацию с заболеваемостью по всему государству, заметил генеральный директор ФНКЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва, академик РАН Александр Румянцев.
Он обратил внимание на важнейшую проблему электронных архивов: традиционные рентгеновские и МРТ-снимки практически вечны, но что делать с компьютерными данными, которые нередко стираются через два-три года? Ведь даже спустя десятилетие результаты исследования могут спасти пациенту жизнь… Быть может, не стоит отказываться от бумажных заключений и снимков на плёнке?