Примерное время чтения: 11 минут
1157

Диагноз: импортозависимость. Как вернуть в аптеки недорогие препараты

Лекарственное обозрение № 11. Как вернуть в аптеки дешёвые препараты 24/11/2015
/ Lisa S. / Shutterstock.com

Что делать? С точки зрения производителя препаратов из Перечня ЖНВЛП ответ очевиден. Чтобы работать не «в минус», нужно индексировать цены.

Что не всегда приемлемо для пациента, вновь испытавшего на себе, что такое экономический кризис. Как и невозможность приобрести лекарства, выпускать которые стало нерентабельно.

А ведь всё было ясно...

«Мне как специалисту больше всего неприятно то, что сегодняшняя ситуация была предсказуема с вероятностью в 100%, — замечает руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group Ярослав Шульга. — К чему могло привести внешнее жёсткое регулирование ценообразования? А к чему могло привести подобное регулирование на фоне девальвации рубля, если закупка сырья и технологическое оборудование у фармпроизводителей нередко “завязаны” на валютную составляющую? А к чему могло привести вмешательство в ассортиментную политику розничного звена? Ответы здесь очевидны, а последствия прогнозируемы».

Однако неприятных (пусть и вполне предсказуемых) последствий и человек, и общество не ждут до последнего. О скачках доллара в эпоху кризисов многие из нас предпочитали не вспоминать — искренне надеясь, что проблемы с курсом валюты ушли в прошлое. А побочные эффекты государственного регулирования воспринимали как... неизбежные неудобства, которые проще перетерпеть.

Фармацевтические же субстанции оставались предметом споров. Одни утверждали, что импортозамещение должно коснуться и сырья, другие — что лекарственная промышленность давно стала международным процессом. И что закупать субстанции за рубежом проще и рентабельнее, чем производить их на своей территории.

Стратегия или тактика?

«Сейчас мы вновь констатируем то, что было понятно ещё до старта программы контроля цен на препараты Перечня ЖНВЛП Более того, а кто вообще сказал, что главной задачей регулирования изначально было снижение цен на рынке? Меры контроля над ценами были приняты по следам кризиса 2008–2009 годов и были направлены прежде всего на стабилизацию цен на жизненно важные препараты», — объясняет директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

Тактическая цель была ясна — зафиксировать цены на тот необходимый минимум лекарств, без которого пациент не сможет обойтись. Результат был достигнут, но у средства от дороговизны оказались серьёзнейшие побочные эффекты. Одним из них стало как раз подорожание.

«Аптечные организации — торговые организации, которые... имеют ограниченный ассортимент и ограниченную наценку. Чего нет ни у одной торговой организации в других сферах. Ограничения в торговле и соответствие громкому званию «Аптека» разрывают рынок лекарств на тактические механизмы управления ценами. А о стратегии тем временем забывают», — подводит итог исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева.

В рыночных условиях рентабельность — это жизнь. За которую фарме приходится бороться вопреки всем ограничениям. Не попавшая в Перечень ЖНВЛП часть лекарственного рынка шаг за шагом прибавляет в цене. Там, где это было возможно, производители стараются увеличить и стоимость жизненно важной продукции. Благо способов компенсировать снижение рентабельности множество: выпуск новых форм препарата с добавленными свойствами, внесение изменений в регистрационное удостоверение, регистрация новых торговых марок с тем же действующим веществом...

Аптека в ответе за всё?

До экономических потрясений 2014‑го и 2015‑го фармацевтический рынок мирился с проблемами, порождёнными регистрацией цен. Для большинства игроков они являлись одним из правил игры — неудобным, но всё же обязательным. Однако события в мире ударили по слабому месту отечественного фармпрома — производству субстанций. Скачки валютных курсов изменили стоимость лекарственного сырья. И не в самую лучшую сторону для производителя и пациента.

У отечественных предприятий, выпускающих доступные препараты, выход был один: попробовать достучаться до регулятора. Но желаемого диалога не получилось. Как горько иронизировал руководитель одной из российских компаний, «вначале мы просили чиновников поднять цены, а теперь они спрашивают нас, где же лекарства».

Хронические проблемы лекарственного рынка превратились в острое состояние. А чего хочет пациент при обострении? В первую очередь он мечтает убрать симптомы!

Самым неприятным симптомом и оказались ценники в аптеках. А главным ответственным за рост цен — фармация. Даже Минздрав предлагает лишать аптечные организации лицензий... за продажу медикаментов по завышенным ценам. За действия фармпрома, регистрирующего предельную отпускную цену на препараты, может ответить аптека. Температуру собьют, болезнь останется. Исправит ли это ситуацию?

Выход есть?!

«Выходов из сложившейся ситуации несколько, но действительно эффективный один: отказ от внешнего регулирования в том виде, в котором оно существует сейчас, — считает Ярослав Шульга. — Защитить малоимущие слои населения и заставить производителей ограничить наценку — это не одно и то же. Обеспечить доступность фармацевтической помощи и обязать розничное звено иметь минимальный ассортимент — это не одно и то же. Регулировать бизнес-процессы в фармацевтической отрасли должен рынок. Должен быть баланс спроса и предложения, а не внешнее вмешательство. А рыночное регулирование, кстати, вовсе не исключает государственной поддержки нуждающихся».

Защитить пациента могло бы лекарственное страхование. Ограничивать государственную поддержку лишь теми, кто социально незащищён, не вполне дальновидно: больной человек долго за себя платить не может. Тем более что лекарственная помощь — неотъемлемая часть помощи медицинской, которую по Конституции гражданам нашей страны должны оказывать безвозмездно. Получается, лекарства тоже должны быть бесплатными для болеющих россиян?

Лекарство для цен — равенство

«Безусловно, контроль над наценками не позволяет рассчитывать на долгосрочное снижение цен. Единственный путь здесь — это развитие конкуренции на рынке как за счёт активного производства препаратов‑аналогов, так и за счёт обеспечения для таких препаратов равных условий по допуску на рынок, в том числе в рамках государственных закупок, — уверен Николай Беспалов. — Только за счёт повышения уровня конкуренции можно добиться снижения стоимости лечения. Именно это и констатирует ФАС. И здесь действительно многое необходимо предпринять».

В Федеральной антимонопольной службе уверены: административное регулирование цен эффективно только для лекарств, находящихся в условиях сниженной или вовсе отсутствующей конкуренции. В первую очередь это оригинальные препараты, у которых ещё не истёк срок патентной защиты. Во всех остальных случаях необходимо развивать конкуренцию и добиваться того, чтобы на отечественный рынок выходили качественные дженерики. Необходимость борьбы за место под солнцем станет хорошим стимулом снизить цены. Причём абсолютно для всех участников цепочки доставки лекарства к пациенту. Но, как замечает Нелли Игнатьева, развивать конкуренцию можно, только обеспечивая равные условия для всех участников рынка.

Снизить темпы подорожания

По мнению исполнительного директора Российской ассоциации аптечных сетей, именно регулирование цен привело к тому, что производство жизненно важных препаратов стоимостью менее 50 рублей стало нерентабельно для производителей. И эту проблему нужно решать в полном её объёме, а не закрывать на неё глаза.

«Всецело завися от импорта, на 90% от сырья и на 100% от оборудования для локального производства лекарств, мы не сможем остановить рост цен на лекарства, — констатирует Игнатьева. — А вот снизить темпы подорожания можем! Первый шаг к этому — переиндексация цен. Она обеспечит рентабельность производства самых доступных лекарств и поможет сохранить на рынке наш аспирин за три рубля, а не оставлять только импортный за триста. Второй шаг — внести изменения в механизмы регулирования аптечной деятельности. Если аптеки — торговые организации, то им нужно дать право расширить свой ассортимент. Предлагать посетителям не только лекарства, но и другую продукцию — за исключением товаров, которые неприемлемы для аптеки. Так уже делается в ряде стран».

Во многих зарубежных аптеках люди приобретают и парфюмерию, и маленькие сувениры. В условиях регулирования цен такой ассортимент был бы спасением. Отечественному аптечному сообществу знаком совсем другой способ борьбы с дороговизной — участившиеся проверки. Они успешно показывают пациентам, что проблему высоких цен пытаются решить. Но старания и результат — не всегда одно и то же.

«Кто-то победил масштабную спекуляцию цен на рынке лекарств? Но так ли на самом деле? — задаётся вопросом Нелли Игнатьева. — У нас нет проблемы завышения цен. У нас есть только диагноз импортозависимости».

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах