Что считать нормой?
«График работы современного учителя - вопрос непростой, - рассказывает заместитель руководителя Департамента образования Москвы Татьяна Васильева. - Почему? Так что, собственно говоря, считать или не считать работой педагога и как её нормировать? Если смотреть документы, то норма часов педагогического труда за ставку заработной платы - 18 часов или 18 уроков. Что входит в эти 18 уроков и как это посчитать? Конечно, считается, что урок и перемена - это и есть рабочее время учителя. Но у педагогов много всего, не связанного только с ведением урока: научно-методическая работа, консультирование детей и родителей, подготовка к занятиям - всё это тоже занимает определённое время в жизни и не нормируется в часах. Мы не сможем определить, сколько часов тратить каждому конкретному учителю в каждом конкретном случае на названные виды работы. (Это должен понимать каждый, кто только выбирает себе профессию учителя.) И этот вопрос самый сложный во взаимоотношениях между учителем и его работодателем - директором.
А поскольку в Трудовом кодексе, законе об образовании сказано, что учителю устанавливается 36-часовая рабочая неделя, сокращённая по сравнению с другими работниками, должен ли он все 36 часов сидеть в школе? Нет, не должен.
Нам важно, чтобы и учителя, и родители - те, кому интересно, ознакомились с двумя приказами Минобрнауки РФ (№ 69 и № 1601). Всё, что касается ненормированной части рабочего времени учителя, всегда проходит по графику школы и планам преподавателя. Нет такой работы, которая была бы хаотичной. Любой педагог свою работу обдумывает заранее. А учитель ещё и согласовывает её с планами всей школы, причём не на день и даже не на неделю, а на целый учебный год.
Вот график работы всегда и выстраивается, исходя из содержания и приоритетов сегодняшнего школьного образования, которые, надо сказать, постоянно обновляются. И если несколько лет назад источником информации могла быть только школьная библиотека, то сегодня это и образовательная среда города, и интернет-ресурсы, доступные 24 часа в сутки. Поэтому график учителя стал более свободным. Кроме того, поменялись и возможности учеников по отношению к получению образования. Сегодня многие семьи используют дистанционный формат. А он, в свою очередь, влияет на нагрузку и график учителя. Поэтому говорить о нормировании рабочего времени трудно, как трудно, придя домой, запретить себе думать над темой урока. Я, как учитель в прошлом, понимаю, что этот процесс совсем непростой. Но образовательное пространство города позволяет сделать график работы более гибким и удобным».

Количество перешло в качество
«По моему опыту, оптимальная нагрузка по качественной работе с классом и по качественной подготовке урока - где-то от 21 до 24 часов, в зависимости от предмета и от особенностей учителя, - продолжает Т. Васильева. - Потому что 18 часов - всё-таки маловато для педагога, который работает в полную силу, поскольку уже набрался опыта. Считаю, именно при такой нагрузке можно хорошо готовиться к урокам, вести консультации и дополнительную работу. И это не будет перегрузкой.
Кроме правил и норм, которые определяются Трудовым кодексом РФ, приказами Минобрнауки, где описано всё с точки зрения возможности увеличения или снижения педагогической нагрузки, есть ещё и санитарные правила. Говоря о расписании для учителя, мы не должны забывать, что педагог работает с учениками, и здоровье школьников, возможность ребят чувствовать себя комфортно в образовательном учреждении стоят во главе угла.
Учителя часто задаются вопросом: есть ли законодательные основания, для того чтобы 36 часов рабочего времени учитель проводил в школе? Хочу сказать следующее: ваше нормированное время - время урока, всё остальное определяется вашими планами работы, планами работы образовательного учреждения и режимом работы школы. Вас не имеют права заставлять отсиживать 36 часов. Готовиться к урокам и консультированию можно и вне образовательного учреждения.
Мнение эксперта
Марина Иванова, председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ:
- Сегодня требования к учителю постоянно повышаются, и работать ему приходится больше. Например, только на проверку тетрадей уходит в среднем восемь часов в неделю. Учитель начальной школы, русского языка и литературы или математики еженедельно проверяет около 250 работ.
Есть и ещё один крайне затратный по времени процесс. Сегодня каждый педагог пишет свою учебную программу на год вперёд - о том, как он будет учить, какие при этом будет решать задачи, и т. д. Так вот труд может составлять до 600 листов! Только представьте, сколько времени на это нужно. А работа такая во многом формальная. Поэтому вопрос в последнее время и обсуждался учительской общественностью. Нам удалось привлечь к проблеме Министерство образования РФ. Недавно ведомство отреагировало на запрос учителей уменьшить бюрократическую бумажную работу и приняло решение внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты по требованиям к учителю в этом плане.
Есть и другие позитивные изменения. В частности, сегодня, по оценкам профсоюза, более чем у 90% московских учителей нет претензий к своему рабочему месту. Это, наверное, уникальный для России пример. Все учителя обеспечены персональными компьютерами, практически в каждой школе есть смарт-доски. Всё это позволяет экономить время и силы при подготовке к урокам, в поиске дополнительного иллюстративного материала.
Главное - педагог должен быть свободен для работы с детьми и для собственного творчества. Если мы хотим результата, не надо учителя приковывать цепями к рабочему месту и заставлять отсиживать 36 часов. А если кто-то работает сверх этой нормы, то должен получать дополнительную плату.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть