Примерное время чтения: 7 минут
8680

Загрузка или перегрузка? Как облегчить график работы современных педагогов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Получится ли совместно бороться с терроризмом? 18/11/2015
Любую тему можно превратить в спектакль... Но учителю придётся дольше готовиться к уроку.
Любую тему можно превратить в спектакль... Но учителю придётся дольше готовиться к уроку. / Михаил Фомичев / РИА Новости

Что считать нормой?

«График работы современного учителя - вопрос непростой, - рассказывает заместитель руководителя Департамента образования Москвы Татьяна Васильева. - Почему? Так что, собственно говоря, считать или не считать работой педагога и как её нормировать? Если смотреть документы, то норма часов педагогического труда за ставку заработной платы - 18 часов или 18 уроков. Что входит в эти 18 уроков и как это посчитать? Конечно, считается, что урок и перемена - это и есть рабочее время учителя. Но у педагогов много всего, не связанного только с ведением урока: научно-методическая работа, консультирование детей и родителей, подготовка к занятиям - всё это тоже занимает определённое время в жизни и не нормируется в часах. Мы не сможем определить, сколько часов тратить каждому конкретному учителю в каждом конкретном случае на названные виды работы. (Это должен понимать каждый, кто только выбирает себе профессию учителя.) И этот вопрос самый сложный во взаимоотношениях между учителем и его работодателем - директором. 

А поскольку в Трудовом кодексе, законе об образовании сказано, что учителю устанавливается 36-часовая рабочая неделя, сокращённая по сравнению с другими работниками, должен ли он все 36 часов сидеть в школе? Нет, не должен. 

Нам важно, чтобы и учителя, и родители - те, кому интересно, ознакомились с двумя приказами Минобрнауки РФ (№ 69 и № 1601). Всё, что касается ненормированной части рабочего времени учителя, всегда проходит по графику школы и планам преподавателя. Нет такой работы, которая была бы хаотичной. Любой педагог свою работу обдумывает заранее. А учитель ещё и согласовывает её с планами всей школы, причём не на день и даже не на неделю, а на целый учебный год.

Вот график работы всегда и выстраивается, исходя из содержания и прио­ритетов сегодняшнего школьного образования, которые, надо сказать, постоянно обновляются. И если несколько лет назад источником информации могла быть только школьная библиотека, то сегодня это и образовательная среда города, и интернет-ресурсы, доступные 24 часа в сутки. Поэтому график учителя стал более свободным. Кроме того, поменялись и возможности учеников по отношению к получению образования. Сегодня многие семьи используют дистанционный формат. А он, в свою очередь, влияет на нагрузку и график учителя. Поэтому говорить о нормировании рабочего времени трудно, как трудно, придя домой, запретить себе думать над темой урока. Я, как учитель в прошлом, понимаю, что этот процесс совсем непростой. Но образовательное пространство города позволяет сделать график работы более гибким и удобным». 

Завоевать доверие ребёнка и увлечь его учёбой - главное для любого педагога.
Завоевать доверие ребёнка и увлечь его учёбой - главное для любого педагога. Фото: www.russianlook.com

Количество перешло в качество

«По моему опыту, оптимальная нагрузка по качественной работе с классом и по качественной подготовке урока - где-то от 21 до 24 часов, в зависимости от предмета и от особенностей учителя, - продолжает Т. Васильева. - Потому что 18 часов - всё-таки маловато для педагога, который работает в полную силу, поскольку уже набрался опыта. Считаю, именно при такой нагрузке можно хорошо готовиться к урокам, вести консультации и дополнительную работу. И это не будет пере­грузкой.

Кроме правил и норм, которые определяются Трудовым кодексом РФ, приказами Мин­обрнауки, где описано всё с точки зрения возможности увеличения или снижения педагогической нагрузки, есть ещё и санитарные правила. Говоря о расписании для учителя, мы не должны забывать, что педагог работает с учениками, и здоровье школьников, возможность ребят чувствовать себя комфортно в образовательном учреждении стоят во главе угла.

Учителя часто задаются вопросом: есть ли законодательные основания, для того чтобы 36 часов рабочего времени учитель проводил в школе? Хочу сказать следующее: ваше нормированное время - время урока, всё остальное определяется вашими планами работы, планами работы образовательного учреждения и режимом работы школы. Вас не имеют права заставлять отсиживать 36 часов. Готовиться к урокам и консультированию можно и вне образовательного учреждения.

Мнение эксперта

Марина Иванова, председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

- Сегодня требования к учителю постоянно повышаются, и работать ему приходится больше. Например, только на проверку тетрадей уходит в среднем восемь часов в неделю. Учитель начальной школы, русского языка и литературы или математики еженедельно проверяет около 250 работ. 

Есть и ещё один крайне затратный по времени процесс. Сегодня каждый педагог пишет свою учебную программу на год вперёд - о том, как он будет учить, какие при этом будет решать задачи, и т. д. Так вот труд может составлять до 600 листов! Только представьте, сколько времени на это нужно. А работа такая во многом формальная. Поэтому вопрос в последнее время и обсуждался учительской общественностью. Нам удалось привлечь к проблеме Министерство образования РФ. Недавно ведомство отреагировало на запрос учителей уменьшить бюрократическую бумажную работу и приняло решение внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты по требованиям к учителю в этом плане.  

Есть и другие позитивные изменения. В частности, сегодня, по оценкам профсоюза, более чем у 90% московских учителей нет претензий к своему рабочему месту. Это, наверное, уникальный для России пример. Все учителя обеспечены персональными компьютерами, практически в каждой школе есть смарт-доски. Всё это позволяет экономить время и силы при подготовке к урокам, в поиске дополнительного иллюстративного материала.  

Главное - педагог должен быть свободен для работы с детьми и для собственного творчества. Если мы хотим результата, не надо учителя приковывать цепями к рабочему месту и заставлять отсиживать 36 часов. А если кто-то работает сверх этой нормы, то должен получать дополнительную плату.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах