В Москве уже не первый год проводятся различные мероприятия по профилактике распространения и употребления наркотических и психотропных веществ в школах и колледжах. А недавно в некоторых образовательных организациях начали проверку сточных вод на их наличие. О том, какие меры сегодня помогают увести детей от пагубных соблазнов и вовлечь в здоровый образ жизни, рассказал замруководителя Департамента образования и науки Москвы Антон Молев.
Впервые в России
— Оградить детей от употребления и распространения опасных веществ — задача сложная. Её можно решить в школах и колледжах проверкой сточных вод на следы от наркотиков? И почему вдруг сейчас стали это делать?
— Вопрос всегда был и остаётся на особом контроле у образовательной организации и в системе образования в целом. Что вполне объяснимо, подростковый возраст — период проб, возможных ошибок, соблазнов, которые есть в жизни. Но говорить о том, что возникла какая-то исключительная потребность или прозвучал"тревожный звоночек", было бы неправильно. Речь идёт лишь о том, что мы объединили существовавшие практики с новейшими технологиями. Теперь в соответствии с графиком в школах и колледжах столицы регулярно проводятся заборы проб сточных вод для установления наличия в них наркотических средств и психотропных веществ. Такая форма контроля внедрена впервые в России, и мы надеемся, позволит снизить риски вовлечения школьников и студентов в употребление и распространение запрещенных веществ.
— «Традиционные» методы по профилактике не действенны?
— На протяжении 10 лет в московских школах проводилось социально-психологическое тестирование ребят, которые достигли 13-летнего возраста, а также студентов колледжей и вузов. Оно за эти годы подтвердило свою эффективность. Результаты тестирования нацелены на выявление тех учащихся, которые имеют повышенную склонность к зависимому поведению или высока вероятность, что такое поведение у них может сложиться. Школе сообщаются не поименные, а обобщённые результаты по каждому классу. Последние два года мы такое тестирование проводим на единой интернет-платформе. По его итогам делается акцент на профилактическую работу с определёнными классами, группами, в которых выявляются дети из категории риска. Параллельно проводятся медицинские осмотры, позволяющие выявить подростков, которые имеют опыт употребления психоактивных веществ. Речь идёт об анализе на наличие такого рода веществ в организме. В осмотрах принимают участие ученики 8,10 классов, а также 1 курсов колледжей. Здесь есть персональная работа, но данными владеют коллеги из департамента здравоохранения, и они работают непосредственно с родителями. Есть ещё один инструмент, работу которого обеспечивают коллеги из департамента информационных технологий. Это анализ запросов с IP-адресов школьных компьютеров, которыми пользуются дети, находясь в школе, на сайты, которые с точки зрения правоохранительных органов так или иначе связаны с распространением наркотических веществ. Эти данные также позволяют детализировать профилактическую работу.
Антинаркотический периметр
— Откуда у ребят может возникнуть тяга к наркотикам? Много свободного времени, нет увлечений? Какой досуг может предложить город?
— У детей, конечно, должна быть позитивная альтернатива вредным пристрастиям и соблазнам. На системном уровне в городе многое делается для вовлечения ребят в дополнительное образование.Все образовательные организации столицы, подведомственные департаменту: школы, колледжи, дворцы и центры творчества реализуют самые разнообразные программы. Всего более 130 тысяч кружков и секций по разным направлениям. Более 90% наших обучающихся охвачены дополнительным образованием. В целом мы говорим об огромном количестве малышей и подростков общей численностью почти 1,5 миллиона человек.
Дополнительное образование — пространство, в котором ребёнок самореализуется, находит себя, приобретает друзей, получает жизненный опыт. И вне всякого сомнения, это путь формирования ответственности, понимания значимости близких и собственной жизни, это подготовка к тому, чтобы делать осознанный выбор в жизни. Конечно, все, что касается спортивных, творческих увлечений — это все поле интереса, вовлеченности, «нужности», важнейшее основание, чтобы противостоять отрицательным соблазнам, которые окружают человека в столь юном возрасте.
— Возвращаясь к проекту по исследованию сточных вод в школах и колледжах, если будут найдены следы наркотических и психотропных веществ, что будет происходить дальше? Расскажите об алгоритме работы.
— Если анализ покажет их наличие, то мы проведём профилактические мероприятия вместе с МВД и со специалистами центра наркологии Депздрава. Первоочередно в школы и колледжи приедут инспекторы-кинологи с собаками и проверят, нет ли сейчас этих веществ в здании. После специалисты-наркологи проведут для ребят лекции об опасности подобных веществ для здоровья. Также школы и колледжи пригласят экспертов, которые расскажут детям о преимуществах здорового образа жизни, разъяснят нормы ответственности за употребление наркотиков и их распространение, чтобы они понимали, что это может повлиять на их дальнейшую жизнь.
Хочу отметить, что системный подход, который работает сейчас, необходим.
Благодаря ему можно определить, какие меры профилактики будут самыми действенными в той или иной ситуации, а также какие именно ресурсы помогут снизить риски употребления и распространения запрещённых веществ. Новый проект — ещё один вклад высоких технологий в выстраивание «антинаркотического периметра» безопасности школ и колледжей. Он даёт сигнал о том, что образовательные организации находятся в постоянном наблюдении, и любая попытка проникнуть в их среду тех, кто заинтересован в распространении наркотических средств, будет пресечена.