Определить, какая профессия по душе — ключевой вопрос для каждого ребенка. И в этом ему призваны помочь взрослые профессионалы. В стране для этого проводятся фестивали профессий, профориентационные мероприятия и открываются центры опережающей профессиональной подготовки.
Один из ключевых проектов для ранней профориентации школьников 6-11 классов — проект «Билет в будущее». Его основная задача — помочь школьникам разобраться в мире современных профессий и познакомить их с профессиями будущего, которые будут актуальны для экономики их региона в ближайшие десятилетия.
В 2021 году в 80 регионах России школьники смогли посетить профориентационные площадки федерального проекта «Билет в будущее». Во всех исторических парках «Россия — Моя история» открылась квестовая мультимедийная выставка-тестирование «Лаборатория будущего». В проекте приняли участие более 300 тыс. российских школьников, а их наставниками стали более 5 тыс. педагогов-навигаторов. Каждое направление включает четыре отрасли и не менее 40 профессий. Выставки рассчитаны на школьников 6–11-х классов. К 2024 году в каждом из 85 субъектов страны будет открыт центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. А в проекте «Билет в будущее» примут участие более миллиона учащихся.
Центры опережающей профессиональной подготовки — это площадка—агрегатор для профориентации, ускоренного профессионального обучения, повышения квалификации по наиболее востребованным и перспективным профессиям и компетенциям на уровне, соответствующем стандартам WorldSkills.
На базе Курского электромеханического техникума с 2021 года функционирует Центр опережающей профессиональной подготовки. В конце года в центре состоялось первое мероприятие в рамках проекта «Марафон профессий».. Проект представляет собой цикл бесед в формате видео-конференц-связи с обучающимися городских и сельских школ, планирующими продолжить учебу в колледжах или техникумах региона. На «Марафоне профессий» ребятам рассказывают об особенностях разных специальностей, востребованных в Курской области, образовательных организациях региона, где эту профессию можно получить, а также местных предприятиях, нуждающихся в специалистах данных отраслей. Первый выпуск «Марафона профессий» был посвящен работе электромонтажника. По данным Министерства труда России, «электромонтажник» входит в ТОП-50 самых востребованных профессий страны. Специалисты с таким образованием требуются на многих энергетических, строительных и коммунальных предприятиях региона. Участниками первого выпуска «Марафона профессий» в Курской области стали ребята из 47 школ региона.
С конца декабря на базе Алтайского педагогического университета прошла серия профориентационных мероприятий для школьников. Институт информационных технологий и физико-математического образования приглашал к участию в зимней профильной смене «Школа будущего учителя» учащихся 9-11 классов. Обучающимся были предложены мероприятия в онлайн-режиме, организованные лучшими преподавателями и студентами института информационных технологий и физико-математического образования: лекции-вебинары, мастер-классы, проектно-исследовательская деятельность и др. «Участники „Школы будущего учителя“ получат углубленную подготовку по математике и физике, которая дает возможность поступить в наш вуз», — рассказали организаторы. Филологический факультет пригласил в новогодние каникулы учащихся 10–11 классов на зимнюю Школу словесности. В рамках зимней Школы прошли консультации с опытными преподавателями, семинары по теории и истории литературы, русскому языку, культуре речи, литературные гостиные, интеллектуальные битвы и квизы. Также будущих абитуриентов познакомили с особенностями обучения в университете.
1 400 школьников приняли участие в проекте «Билет в будущее» в Новгородской области. Ребята прошли 2000 онлайн диагностик различных уровней, побывали на 75 профориентационных уроках. «В рамках проекта на 19 площадках, в мастерских колледжей и техникумов, были организованы профессиональные пробы. Ребята смогли попробовать себя более чем в 50 профессиях. Всего проведено около 100 профессиональных проб, в которых приняли участие 738 школьников 6-7 классов. Кроме этого, 20 педагогов-навигаторов региона повысили свою квалификацию», — рассказала директор центра опережающей профессиональной подготовки Ирина Хвощевская.
В школе № 1 села Правобережное Чеченской республики прошло внеклассное мероприятие «В мире профессий», направленное на раннюю профориентацию учащихся. «Есть много факторов, которые отрицательно влияют на выбор профессии, и один из них — это неинформированность ребенка о многообразии профессий», — рассказывает классный руководитель 9 класса Эстемирова Айзан. Детям была предложена игра «Самые ... профессии». Учащимся необходимо было за ограниченное время составить список профессий: самых модных; самых забытых; самых отважных; самых свободных. Одним из этапов мероприятия были вопросы в блиц-формате о различных профессиях, а также разобран алгоритм выбора профессии.
В программе специализированного проектного модуля «Моя профориентационная инициатива» Всероссийского проекта «Билет в будущее» педагоги Новосибирской области представили свои проекты, и по итогам мероприятия вошли в число лучших педагогов-навигаторов проекта. Участниками проектного модуля стали около 180 педагогов со всей страны.
По итогам проектного модуля педагог дополнительного образования Баганского Дома детского творчества Лариса Лобанова с проектом «Образовательный квест “Путь в педагогику”» вошла в ТОП-100 профориентационных инициатив, а учитель школы № 211 Лариса Ищенко с проектом «ПРОФИ-ЭСТАФЕТА» — в ТОП-15 лучших профориентационных инициатив. «Стоит отметить высокую значимость представленных от региона проектов и активное участие педагогов нашего региона в организации профориентационной работы и реализации предложенных ими профориентационных инициатив», — отметила директор Новосибирского центра развития профессионального образования Олеся Осокина.
Проект «Билет в будущее» направлен на раннюю профессиональную ориентацию учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций в целях выбора школьниками профессии, дальнейшего трудоустройства и прохождения профессионального обучения и реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». Одна из основных задач нацпроекта «Образование» — создание системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов молодежи. Для этого ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся. Проведение ранних и комплексных профориентационных мероприятий позволяют не только повысить качество обучения, но и дают возможность ребенку понять, что действительно ему интересно и в какой сфере деятельности он желал бы работать и строить карьеру.