По всей стране на базе вузов открывают центры «Дом научной коллаборации» (ДНК), предоставляющие школьникам возможность получить опыт работы над научными задачами вместе с настоящими учеными и внести собственный вклад в проводимые исследования. Сейчас таких центров 30, а до конца года в рамках нацпроекта «Образование» откроется еще 15.
Центры ДНК нацелены на создание среды ускоренного развития для детей в стенах университета, что позволяет им получать знания и экспертизу от научных сотрудников и выстраивать собственную траекторию развития через реализацию проектной деятельности, используя инфраструктуру и кадровый потенциал вуза. Дом научной коллаборации — это возможность для школьников в формате здесь и сейчас приобрести именно те знания и компетенции, которые помогут углубиться в науку и построить свое успешное профессиональное будущее, формирование нового типа мышления и уникальные возможности для саморазвития. Это своего рода лаборатория открытого типа, где школьники и студенты колледжей смогут получить свой первый исследовательский опыт, а также возможность работать с учеными университетов.
В Кемеровской области центр ДНК открылся на базе Кемеровского государственного университета — опорного вуза региона. Ученики 5-11 классов вместе со своими школьными учителями смогут бесплатно заниматься проектной деятельностью, наукой и техническим творчеством. Сами же педагоги будут повышать квалификацию в части организации научной и проектной работы на уроках. Дом научной коллаборации оборудован современной техникой — квадрокоптерами, 3D-принтерами, шлемами виртуальной реальности, системой трекинга, конструктором для робототехники, лазерным гравером, смартфонами, планшетами, компьютерами. В новом учреждении реализовано пять разных образовательных проектов, которые ориентированы на школьников разного возраста и их педагогов. Среди них «Детский университет» (для 5-9 классов), «Малая академия» (для 10-11 классов), «Урок технологии», «Урок биологии» и «Педагог К-21» (для школьных учителей). Воспитанники под руководством студентов старших курсов, аспирантов, сотрудников и преподавателей вуза будут заниматься научно-исследовательской и проектной работой, участвовать в научно-технических и проектных конкурсах, а также в научно-практических конференциях различного уровня. Кроме того, центр позволит наладить партнерство между общеобразовательными организациями региона и университетами: вузы смогут выявлять наиболее талантливых подростков, вести с ними научную и профориентационную работу. Планируется, что ежегодно здесь будут проходить обучение не менее 400 кузбасских школьников и около 50 учителей. До 2022 года в Кузбассе откроется еще два Дома научной коллаборации. В 2021 году центр будет создан на базе Кузбасского государственного технического университета, в 2022 году — Сибирского индустриального университета.
В Архангельске на базе Северного (Арктического) федерального университета открылся Дом научной коллаборации имени М. В. Ломоносова. ДНК предлагает 16 программ технической и естественно-научной направленности. Среди них можно выделить нейротехнологии в робототехнике, основы веб-программирования, в том числе и на языке Python, генную инженерию. «Ребята, которые получат сертификат ДНК, одновременно получат дополнительные баллы для поступления в САФУ. Работать с ними будут как состоявшиеся профессора, так и представители магистратуры, аспиранты и бакалавры», — отметила ректор САФУ имени М. В. Ломоносова Елена Кудряшова. Квадрокоптеры, современные технические конструкторы и компьютерные программы ждут ребят, чтобы помочь сделать первый шаг в мир технического творчества. Кроме того, свои программы повышения квалификации будут предложены и педагогам Архангельской области. «Новый центр уникален тем, что он работает в стенах федерального вуза. Это позволяет по-новому вести профориентационную работу с ребятами, — рассказал во время церемонии открытия нового центра заместитель председателя правительства Архангельской области по проектной деятельности Виктор Иконников. — Уверен, что этот центр позволит повысить качество образования наших детей».
В Ульяновской области центр ДНК создан на базе Ульяновского государственного университета (УлГУ). Как отметил ректор УлГУ Борис Костишко: «В рамках данного образовательного проекта школьники под руководством преподавателей вуза смогут получить компетенции и разработать проекты, связанные с цифровыми и производственными технологиями, робототехникой, высокотехнологичной медициной и другими прорывными направлениями. Центр позволил объединить университетских специалистов, педагогов и учащихся школ и вывести Ульяновск в лидеры цифровой профориентации детей». Для учащихся общеобразовательных организаций в рамках ДНК будут реализовывать программы по четырем основным модулям. «Детский университет», реализующий дополнительные образовательные программы для детей 5-9 классов по направлениям основного общего образования: робототехника, программирование в разных средах, 3D и VR — технологии, квадрокоптер. «Малая академия» — реализация программ для детей 10-11 классов и среднего профессионального образования: технология робототехнического творчества, программирование (Python, Unity, C++), 3D программирование и моделирование, VR и AR в современном медиамире, современные беспилотные авиационные системы, основы молекулярной биологии и генетики, медицина на стыке наук, микро- и макроанатомия. «Урок технологии»: проектной деятельности, современные цифровые и производственные технологии, 3D моделирования и печати. «Урок биологии»: техногенные и биогенные угрозы, технологии биологических систем и материалов, технологии здоровьесбережения, программы по повышению квалификации педагогических кадров. «В центре самое современное оборудование, здесь есть высотехнологичные станки, лазерный гравер-резак, квадрокоптеры, оборудование для проведения генетических исследований и многое другое. Обучение по модулям начнется уже со 2 сентября. Кроме того, сотрудники „Дома научной коллаборации“ будут не только проводить обучение внутри центра, но и планируется выезжать в школы и проводить мастер-классы для ребят», — рассказала Министр просвещения и воспитания области Наталья Семёнова.