Примерное время чтения: 6 минут
872

Учиться вместе. Онлайн-образование для детей с особыми потребностями

Надомное обучение, экстернат, дистанционные образовательные технологии, онлайн-курсы и хоумскулинг — два года назад не все родители подопечных фонда «АиФ. Доброе сердце» знали эти слова. Но онлайн-образование стремительно и неумолимо вошло почти в каждый дом вместе со школьными карантинами и эпидемическими локдаунами.

Вопросов в этой сфере по-прежнему пока больше, чем ответов, особенно у родителей детей с особыми учебными потребностями. Эти же родители получили дополнительную нагрузку, потому что им нужно разбираться и в установке специальных образовательных программ, и в инклюзивных дистанционных методиках, следить за эргономикой домашнего учебного места и электронным дневником. А еще — успевать давать лекарства, соблюдать лечебный режим и вовремя подключать ребенка к урокам. Поэтому многие родители наших подопечных тоже учились учиться — вместе с детьми и учителями. 

«Правило максимального удобства»

В семьях, где есть дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, знают об эргономике школьного процесса больше остальных. 

«Сын шутит, что я между уроками играю с ним в “живой тетрис”. За день меняем положение с десяток раз точно — и в коляске, и на диване, и на полу. Родители детей с ДЦП поймут эти бесконечные пересаживания и разминки: чтобы не было спазмов в руках и ногах, не нарастала боль в суставах, не сводило шею, не уставали глаза. А еще приходится часто менять не только положение головы или тела, но и высоту экрана. Наловчились уже пристраивать учебный планшет не только на стол и подоконник, но и на стремянку, на пол, на книжную полку. 

Еще мы заранее (до уроков) готовим и ставим рядом со столом: воду в спортивной бутылке (из которой пить легко, а пролить невозможно), компот в термосе, который открывается нажатием кнопки, очищенные и разделенные на дольки мандарины и яблоки. Раньше мне казалось, что перерывы на питье и еду нужно делать только строго между уроками, но учителя сказали, что тогда сын в ожидании перерыва не может сконцентрироваться на уроке. И теперь у нас “правило максимального удобства” во всем! Все готовим заранее, потом остается только подключиться к уроку. Так и сын лучше сосредотачивается, и я реже захожу в комнату и его не отвлекаю». (Людмила, мама Антона, ДЦП)

Советует эрготерапевт:

Продолжительная учеба и даже просто пребывание в одном положении создает большую нагрузку на глаза и костно-мышечную систему даже у здоровых школьников. Поэтому важно заранее найти не одно, а несколько удобных вариантов учиться сидя, стоя, лежа. И оборудовать учебную зону для ребенка так, чтобы можно было быстро поменять не только высоту стола, стула и расположение монитора, но и прилечь на диван или на пол, подложить подушки и болстеры, поменять источники освещения. Также необходимо несколько раз в день делать специальные расслабляющие упражнения для глаз, регулярно проветривать комнату для занятий и использовать не только яркий верхний свет, но и точечное освещение разной степени теплоты и яркости. Тогда учебное время перестанет ассоциироваться у ребенка с усталостью и дискомфортом и учиться дома станет легче и веселее.

«Мы увидели новые возможности там, где их раньше не было»

Онлайн-образование — очень полезная, а иногда и единственная опция для детей с ограниченной возможностью посещать школу. Но далеко не в каждом городе, школе и семье есть условия для организации действительно качественного, удобного и бесплатного (что очень важно для многих семей с тяжелобольными детьми) дистанционного обучения. 

«Моя дочка на надомном обучении была еще до всех карантинов. Если учительница к нам домой приходила после обеда, то дочке так было лучше, конечно. Мы и все лечение успевали провести с утра, и погулять, и поесть, и даже отдохнуть после домашних заданий. А вот если у учителя время есть только с утра, то приходилось дочку будить очень рано, чтобы все успеть. Но мы всегда думали с мужем: “А как иначе-то устроить? У учителей и так нагрузка ужасная, когда могут, тогда и приходят”. Город у нас небольшой, школы тоже, уроки почти везде идут в две смены, и учителя заняты очень сильно. А потом начался карантин, всех перевели на дистанционку, и нас тоже. И дочкины онлайн-уроки теперь начинаются во вторую смену, что очень удобно! Так что, получается, что жизнь сама показала новую возможность — как сделать режим лучше. Теперь дочка устает и нервничает меньше, а за уроки садится охотнее. Да, на дистанционке она, конечно, не стала отличницей как по волшебству. Нам все равно нужна дополнительная помощь учителей и индивидуальные занятия раз в неделю. Но теперь-то гораздо проще договориться о созвоне в удобное для всех время. 

Почему мы не отдали дочку на онлайн-обучение сразу? Потому что раньше у нас даже не было такой возможности, не было понимания и информации как это можно устроить. Мы привыкли подстраиваться под обстоятельства, пока жизнь не изменилась вот так резко. Эти перемены тоже не даются легко, но мы теперь хотя бы начали думать: “А что, если и остальные вещи тоже можно как-то улучшить?”. Так что теперь не только дочка учится, но и мы все. Учимся видеть новое». (Светлана, мама Кристины, тяжелая патология ЖКТ)

Советует эрготерапевт:

Родителям детей с особыми потребностями чаще других приходится задумываться о том, как подстраивать домашнюю среду и семейный режим под потребности своего ребенка. И здесь очень помогают регулярный анализ учебных и лечебных рутин. Например, недостаточно просто один раз и на все 10 лет поставить стол и лампу, повесить расписание уроков — и считать это организацией учебной зоны. Школьник растет, его организм меняется, как и режим и интенсивность нагрузок — и это нужно учитывать. Например, подросткам почти всегда труднее малышей сосредотачиваться на первом уроке, но если сделать свет в учебной зоне гораздо ярче привычного — то это поможет сфокусироваться. Или — одному ученику нужно много ярких визуальных напоминаний для учебы и обязательно видеть список всех занятий и заданий перед глазами, а другой может заниматься, не отвлекаясь, только перед окном или пустой стеной. Понимание этих особенностей ребенка часто помогает улучшить не только оценки, но и его отношение к учебному процессу в целом. 

Да, для инклюзивного онлайн-образования по современным стандартам нужны и подготовленные преподаватели, и хорошая техническая база (специальные компьютерные программы, достаточно мощный интернет, современные модели ноутбуков или планшетов). Но все-таки самое важное и самое первое, что необходимо — это понятная и доступная информация для родителей. Именно в ней, судя по обращениям в фонд «АиФ. Доброе сердце», нуждаются большинство семей, где есть дети с тяжелыми заболеваниями. И в этом году, благодаря поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы, психологи и юристы проекта «Маршрут помощи для семей с тяжелобольными детьми» смогли оказывать бесплатную поддержку всем обратившимся в наш фонд родителям. И помогали каждой семье увидеть в стремительных переменах не проблемы, а возможности.

Фонд «АиФ. Доброе сердце» помогает детям и взрослым с тяжелыми и редкими заболеваниями. Мы оказываем медицинскую, юридическую и психологическую поддержку подопечным из самых отдаленных регионов. Поддерживая фонд — вы помогаете не только им, но и их семьям!

помочь
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах