170773

Учителя будущего. Какие знания нужны «цифровым» детям?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Зона без самогона 30/09/2020
Максим Лавлинский (в центре) вышел в финал конкурса «Учитель года» от Приангарья.
Максим Лавлинский (в центре) вышел в финал конкурса «Учитель года» от Приангарья. Фото: личный архив

Всероссийский конкурс «Учитель будущего», начавшийся в конце прошлого года, подходит к завершающему этапу – финалу. В него вышли 102 из 10 тыс. учительских команд. Накануне Дня учителя «АиФ» познакомился с тремя ­финалистами.

Самая важная задача нацпроекта «Образование» – предоставить равный доступ к качест­венному образованию детям всей страны. Но достичь её невозможно без хороших, отзывчивых, любящих своё дело учителей. Для повышения квалификации педагогов, открытия перед ними новых профессиональных горизонтов в рамках национального проекта «Образование» создаются все условия.  

С этого года, к примеру, все классные руководители получают дополнительные федеральные выплаты за свой труд. Исполнение этого поручения президента контролирует Министерство просвещения. А при  министерстве формируется коллегиальный орган, куда входят представители педагогического сообщества всех регионов. Поддержка идёт и в части профессио­нальных конкурсов.

Всероссийский конкурс «Учитель будущего» уже выявил тех, кого можно ­назвать новаторами. Эти педагоги понимают, что с современными детьми, родившимися в цифровой реальности, общаться нужно на их языке и учить тому, что пригодится в жизни, когда вокруг море информации. В октябре состоится 4-й, заключительный, его этап. Финалистам предстоят 3 испытания: междисциплинарный урок, воспитательное мероприятие и конференция в стиле TED. 

Музей с дополненной реальностью

«Критическое мышление – важнейший навык для современного школьника», – считает Максим Лавлинский. Он стал учителем информатики и математики в 2009 г. Карьеру педагога начал в небольшой сельской школе Усть-Илимского р-на Иркутской обл. Уже через пару лет молодого преподавателя заметили и пригласили в одно из лучших учебных заведений региона – лицей Иркутского государственного университета.

У Лавлинского есть собст­венная методика. В её основе, рассказал он, парадигма проб­лемного обучения и теория решения изобретательских задач. Непосвящённым это малопонятно. Но Максим ­переводит: «Главное, чему стоит научить нынешних детей, – это анализу. И одновременно дать им гибкие навыки».

Для этого он объединяет учеников в команды, периодически меняет им роли, чтобы каждый мог почувствовать себя и лидером, и простым игроком. В его предметах много сухих цифр и значений, но при этом ­много творчества. Преподаватель использует возможности новых технологий – к примеру, дополненную и виртуальную реальности.

Сейчас его ученики создают собственный музей семейных реликвий. Дети уже сделали сайт для этого, но просто загружать статичные изображения им неинтересно. А с дополненной реальностью получается круто. Вещи можно рассмотреть в разных проекциях, прочитать информацию о них, связать с историей семей.

Кроме сайтов ученики ­Лавлинского делают роботов и даже обучают их – заставляют совершать те или иные дейст­вия. Для соревнований FIRST Tech Challenge они создали робота, обучили его и дополнили виртуальной реальностью с помощью 3D-очков. А вообще, учитель и его ученики – многократные участники, финалисты и победители различных конкурсов – от городских до всероссийских.

На уроках Максима Викторовича школьники знакомятся с тем, что сегодня для большинства в новинку, но завтра, скорее всего, станет обыденностью. И этим детям предстоит внедрять нынешние новинки в повседневную жизнь. 

Планов у преподавателя много. Ближайшая цель – создать приложение для учебника по дискретной математике. В книге есть скучные параграфы, но они обязательно нужны для обучения. Чтобы заинтересовать детей, Лавлинский хочет обогатить текст не только простыми и понятными всем примерами, но и проекциями, видеоматериалами. Сейчас, считает он, в школах есть все условия, чтобы педагоги могли развиваться и реализовывать собственные творческие идеи.

Техника – за победы

Светлана Зинец мечтала стать учителем, ещё когда сама сидела за школьной партой. На 3-м курсе педагогического университета начала преподавать химию. Спустя время заняла место директора небольшой сельской школы в с. Закладном Романовского р-на Алтайского края – одной из тех школ, что называют малокомп­лектными. Однако Светлана Александровна считает, что ей безумно повезло с работой. «В любом месте, с любым количеством детей и учителей в коллективе можно работать творчески и добиваться высоких результатов», – уверена Зинец.

Светлана Зинец.
Светлана Зинец. Фото: личный архив

Такой подход превратил сельскую школу в инновационный образовательный центр. Каждый класс оснащён компьютером, проектором, интерактивной доской. В школе есть и мультимедийный комплекс. Оборудовать её таким образом директор смогла в 2008 г. – тогда коллектив педагогов и учеников победил во всероссийском проекте «Компьютерный всеобуч. Год семьи». Получили приз в 10 тыс. долл. и всё потратили на технику. Хотели не просто оснастить школу современным оборудованием, но и обучить односельчан компьютерной грамотности. Самые активные взяли ноутбуки и пошли по домам. Результаты превзошли ожидания: школьная команда научила азам информтехнологий 800 ­человек.

После этой победы Зинец вместе с детьми и коллективом педагогов постоянно участвовала в разных конкурсах. Новые победы помогали совершенствовать компьютерное оснащение. Светлана Александровна давно поняла, что использование информационных технологий в учебном процессе позволяет ученикам и учителям сельской школы общаться с детьми и коллегами из разных мест России по вопросам, связанным с образовательным процессом. А теперь с оргтехникой стало значительно проще: не надо искать конкурсы с солидным призовым фондом и побеждать в них – по нацпроекту «Образование» школы в малых городах и сёлах оснащают ноутбуками, интерактивными досками и даже 3D-принтерами и квадрокоптерами. К высокоскоростному интернету в этом году будут подключены 70% школ страны, а к 2024 г. – 100%. ­Кроме того, 27 тыс. школ оснастят цифровым оборудованием и системами видеосвязи.

Сегодня Светлана Зинец много внимания уделяет молодым специалистам. Средний возраст коллектива из 14 учителей – 37 лет. Некоторых педагогов она вырастила сама, приведя в сельскую школу с университетской скамьи. Директор передаёт им не только свой педагогический опыт, но и делится методическими наработками. У Светланы Александровны есть собственная методика, которая предполагает работу в команде и всестороннюю коммуникацию. При этом, по её словам, очень важно увидеть индивидуальность в каждом ребёнке и дать развиться его способностям. Её ученики побывали в Москве, Санкт-Петербурге, Минске. Награждались путёвками в ­«Артек» и «Орлёнок».

«Сельская школа – это не ссылка, – говорит она. – Это творческая лаборатория с возможностью реализоваться гораздо ярче и быстрее, чем в большой городской школе».

Сторителлинг для первоклассников

Лиана Авторханова – экономист по первому образованию. Диплом получила «для родителей», а сама ещё со школы мечтала учить детей. Заветное желание осуществила, поступив в пединститут и получив ­второе высшее.

Лиана Авторханова.
Лиана Авторханова. Фото: личный архив

Её главный педагогический секрет – быть для детей другом. А ещё – уметь заинтересовать ребят. Она обучает грамоте самых маленьких, работая учителем начальных классов в грозненской гимназии № 4.

Несмотря на возраст своих подопечных, в образовательном процессе Авторханова применяет самые инновационные методики. Например, сторителлинг – рассказывание историй. Дети придумывают их и рассказывают сообща, в результате перестают стесняться и постепенно учатся говорить красиво и складно. В этом методе задействованы сразу два важных навыка – речь и воображение. Лиана Даудовна использует образовательные порталы и чаты – благодаря этому она всегда доступна для детей и родителей, а процесс оценки ею знаний учеников прозрачен.

Ещё одно ноу-хау – адаптивное обучение. Метод внедряет интерактивные обучающие устройства, которые превращают учеников из пассивных слушателей в активных участников учебного процесса. Также педагог применяет игровые элементы и механики, что помогает ей достигать учебных целей. Геймификация, считает она, особенно полезна в дистанционном образовании. При этом Авторханова вовлекает своих маленьких учеников в проектную деятельность и практикует обучение их в неформальной обстановке. А благодаря конкурсу она может поделиться своими методиками с коллегами из других частей страны, равно как и воспользоваться их наработками.

«Школа всегда учила жизни. Мир очень быстро меняется. Моя задача как педагога не заставлять учеников зазубривать, а научить их самостоятельно добывать знания через наставника – учителя, – объясняет Лиана Даудовна. – Тогда в будущем они смогут сами добыть любые знания и в полной мере реализовать себя».

Справка

Ключевые цели национального проекта «Образование» – предоставление равного доступа к качественному образованию жителям всей страны и вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Для их достижения в регионах строятся современные школы, в сёлах и малых городах открываются центры «Точка роста». Открываются «Кванториумы» и «IT-кубы» – центры допобразования, работают центры выявления и развития талантов на базе «Сириуса».

Помимо модернизации образовательной инфраструктуры нацпроект предусматривает непрерывное повышение квалификации школьных учителей: строятся центры непрерывного повышения квалификации и постоянно проводятся образовательные курсы. Детям это гарантирует глубокие знания, а педагогам открывает возможности для саморазвития и карьерного роста.

Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах