587 школ и 53 колледжа
Сеть образовательных организаций Москвы на сегодня включает в себя 587 «больших» школ (многопрофильных образовательных учреждений) и 53 колледжа. Развитие комплексов, обеспечивающих многопрофильность программ обучения, разнообразие дополнительного образования, массовое участие в интеллектуальных соревнованиях - всё это факторы повышения качества образования.
Несколько зданий, принадлежащих школе, позволяют создавать «школы ступеней», когда дети разных уровней обучения занимают отдельные здания. Где-то условия позволяют «расселить» дошкольников, младших школьников, подростков и старшеклассников. А там, где такое дробное деление пока невозможно, в отдельных корпусах обучаются 1-5-е и 6-11-е классы на основании сходства образовательной среды, педагогических подходов и построения учебного дня.
В школах с большой площадью легче организовывать образовательные проекты, благодаря которым выпускник уйдёт в вуз с углублёнными предпрофессиональными знаниями по будущей специальности. 98 школ Москвы открыли в своих стенах инженерные классы, 72 - медицинские, 37 образовательных организаций подключились к проекту «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования», в проекте «Академический (научно-технологический) класс» участвуют 10 школ, кадетские классы открыты в 168 образовательных организациях.
«АиФ» побывал в школе, где открыты инженерные и медицинские классы. Оснащение кабинетов и лабораторий впечатляет. «Все школы, участвующие в проектах, получили современное высокотехнологичное оборудование, - подтверждает директор школы № 2098 «Многопрофильный образовательный центр» им. Доватора Надежда Перфилова, - цифровую лабораторию, медицинские тренажёры, измерительные приборы, оборудование для оказания первой помощи, 3D-моделирования, изучения структуры материалов, геодезические приборы и нанотехнологические комплексы. Всего в образовательные учреждения столицы поставили более 90 различных наименований оборудования, в том числе атомно-силовые микроскопы, электронные пушки, наборы для архитектурного конструирования.
И оснащение, например, инженерной лаборатории заставило педагогов пересмотреть форму занятий, ведь, чтобы создать 3D-модель детали автомобиля, необходимы знания из области физики, информатики, технологии, математики. Поэтому занятия в лаборатории стали межпредметными. А учителя, работающие в медицинском классе, ежегодно повышают квалификацию на курсах Первого Московского государственного медицинского университета им. Сеченова. Кроме того, во всех профильных классах у нас работают преподаватели вузов.
Все ли выпускники таких классов идут в вуз именно по тем направлениям, по которым занимались в медицинских и инженерных классах? В нашем образовательном комплексе предпрофильное образование закладывается уже с 7-го класса, тем самым мы стараемся снизить риск неправильного выбора профиля. Но в жизни может случиться всякое, и, разумеется, право выбора профиля для семьи сохраняется. Что касается статистики, то выпускники медицинского класса этого года теперь осваивают в вузе лечебное дело, изучают фармацию, кто-то решил посвятить свою жизнь ветеринарии, многие поступили на педиатрию и стоматологию. Выпускники инженерного класса получают ведущие инженерные специальности, а некоторые выбрали информационные технологии».
ЕГЭ: сдают всё лучше
Перспективным направлением развития системы образования считается мегапроект «Московская электронная школа», стартовавший в 2016 г. У школьников вместо учебников появились планшеты, а обычные дневники заменили на электронные. Каждый кабинет оснащён интерактивными классными досками. Учителя черпают сценарии уроков в электронной библиотеке, состоящей из 15 тыс. сценариев. Библиотека хранит 300 учебных пособий и 200 интерактивных приложений. Благодаря выходу в Интернет удобно посещать виртуальные образовательные экскурсии в естественно-научных музеях, культурно-исторических и природных объектах по всему миру.
Учительская профессия стала настолько творческой, вдохновляющей на новые подходы, что педагогам хочется делиться ими. Недавно в Москве Ассоциация свободных учителей запустила портал «Народная учительская электронная методическая среда» с эффективными педагогическими практиками и банком оригинальных упражнений и задач.
У творчески настроенных московских учителей в творческом поиске находятся и ученики: в школах полным ходом идёт проектная деятельность.
В школе «Глория», у которой до присоединения новых зданий проекты защищали всего 50-60 девятиклассников, сейчас это делают 240 учащихся 9-х классов: «На XV школьной научно-практической конференции ребята выступали в секциях английского языка, физики, химии, экологии, математики, ИКТ-проектирования, словесности и искусства, истории и социальных проектов, в секции «Человек и его здоровье», - рассказывает директор школы «Глория» Ирина Патрикеева. - Например, были представлены проекты «Спорт как средство политики (на примере истории шахмат в России)», «Организация экопарковки», «Робот, распознающий звук», «Влияние личностных характеристик на запоминание информации у человека», «Оптические иллюзии в искусстве», «Получение блюд молекулярной кухни в домашних условиях» и «Решение задачи оптимальной рассадки пассажиров в самолёте».
Новые образовательные подходы вкупе с традиционными дают рост качества знаний и конкурентоспособности выпускников. В прошлом учебном году по итогам Единого госэкзамена по трём предметам 17,3 тыс. выпускников московских школ набрали 220 баллов и больше. В 2010-м таких было 6,8 тыс.
Кстати, о ЕГЭ. 26 февраля родители могут попробовать свои силы в написании ЕГЭ вместе с детьми. Регистрация - на сайте Московского центра качества образования.
Двойки, за которые не ругают
Сегодня в школах инклюзивно обучаются 11 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья. Это 100% изъявивших такое желание. Для них созданы все необходимые условия. В частности, в 2017-м было возведено 11 школ и 5 детских садов, здания которых полностью приспособлены для доступа маломобильных учеников.
По итогам III Национального чемпионата профессионального мастерства людей с инвалидностью «Абилимпикс Россия» сборная Москвы заняла 1-е место, завоевав 114 медалей.
Говоря о создании условий для социальной и образовательной успешности каждого жителя, школы имеют в виду и учеников с невысокими оценками. Учителя не перестают убеждать родителей, что хроническая неуспешность двоечника зачастую связана не с прогулами или пропусками уроков по болезни, а с особенностями детей. Им нужны правильно подобранная, адаптированная программа, обучение в малых группах, которые школа благодаря своему бюджету способна организовать.
И это тоже вклад в повышение качества столичного образования. А одним из инструментов мотивации к достижению лучших образовательных результатов являются гранты мэра Москвы. Они ежегодно присуждаются школам с высочайшими достижениями. В 2017-м размер грантов увеличили в два раза: 20 грантов по 30 млн руб., 50 грантов по 20 млн руб., 100 грантов по 10 млн руб., 50 грантов (за создание в школах благоприятной социокультурной среды) по 4 млн руб. И если раньше средства грантов могли быть направлены на развитие материально-технической базы школ, то с этого года школы-получатели могут использовать их только на материальное поощрение сотрудников.