В рейтингах ли дело?
Изнутри России кажется, что наши вузы самые лучшие, ведь оттуда вышли известные всему миру учёные, конструкторы, инженеры. А какова ситуация с их международной конкурентоспособностью? Обратимся к трём авторитетным глобальным рейтингам: ARWU, QS и THE.
Академический рейтинг мировых университетов (ARWU), называемый Шанхайским, с 2003 года анализирует научную и образовательную деятельность 1200 вузов мира, ежегодно выделяя 500 лучших. Традиционно в нём лидируют Гарвардский, Стэнфордский, Принстонский и другие университеты США, а также Кембриджский и Оксфордский университеты Великобритании.
В топ-100 этого рейтинга входит лишь один российский вуз: Московский государственный университет им. Ломоносова, занявший в 2020 году 93 место. Санкт-Петербургский государственный университет традиционно входит в четвёртую сотню вузов, Московский физико-технический институт — в пятую. Новосибирский государственный университет, увы, переместился из пятой сотни в шестую. Ещё 7 российских вузов находятся на гораздо более низких позициях.
В рейтинге британского издания Times Higher Education 2022 (THE) 60 российских вузов. Но они, за исключением МГУ им. Ломоносова, у которого 158-я позиция, занимают строки ниже двухсотой. А в топ-10 опять же красуются американские и британские университеты.
В рейтинг QS World University Rankings 2021/2022 включено 48 вузов России, из которых самым признанным считается опять-таки МГУ (78 место). Остальные пока сильно отстают.
Участие российских вузов в глобальных рейтингах весьма полезно, поскольку позволяет подтягиваться к мировым критериям качества образования и науки. Это заметно по обновлённому списку того же QS «Развивающаяся Европа и Центральная Азия», в котором из 400 вузов 121 российский, причём первая и третья позиции у МГУ и СПбГУ, НГУ на пятом месте, а также по предметным и отраслевым рейтингам QS, в которых Россия входит в первую десятку стран по количеству вузов и представлена 40 университетами.
Иностранцы в вузах России
Именно на глобальные рейтинги ориентируются родители будущих студентов, выбирая для своих детей место для получения высшего образования. Кстати, Россия, по данным Института статистики ЮНЕСКО, входит в шестёрку стран, лидирующих в мировой студенческой мобильности.
Иначе говоря, российские вузы достаточно привлекательны для иностранных студентов. Их количество выросло с 2010 учебного года по 2019-й со 153 тыс. человек до 297,9 тыс., а к 2024 году, согласно паспорту нацпроекта «Образование», должно увеличиться до 425 тыс. Заметим, что по квотам, то есть бесплатно (за счёт средств российского бюджета), в 2021 году учится лишь 18 тыс. иностранных студентов.
Вузов, принимающих всех студентов из-за рубежа, в России около 700. Но большая часть иностранных граждан сосредоточилась в Казанском федеральном университете, Российском университете дружбы народов, Московском финансово-промышленном университете «Синергия», Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого и НИУ «Высшая школа экономики».
В вузах Центрального федерального округа учится 34,2% от общего числа иностранных студентов, в Приволжском федеральном округе — 17,9%, в Сибирском федеральном округе — 14,2%.
Какие меры нужно предпринять для упрочения позиций нашей страны на мировом рынке образовательных услуг, а также для увеличения вклада системы высшего образования в экономический потенциал России?
Льготы в обмен на будущие доходы
Автор проекта Дмитрий Давыдов уверен, что в России можно «создать образовательную среду, которая станет одной из самых привлекательных и конкурентных в мире. В проекте «20 идей для развития России» он сформулировал ряд предложений, реализация которых это обеспечит.
Одно из них — ввести налоговые льготы сроком на 30 лет для российских и иностранных вузов, открывающихся в специально выделенных для этого «студенческих городах», за исключением мест, в которых расположены университеты, включённые в мировые рейтинги топ-вузов.
Прежде всего Дмитрий Давыдов предлагает установить нулевые ставки на все виды налогов, связанных с образовательной деятельностью таких вузов: на имущество, землю, заработную плату и доходы академического и административного персонала. Основное условие применения 30-летних «налоговых каникул» — оборот, полученный от обучения иностранных граждан. Также, по мнению инициатора, нужно «определить финансовый порог, который позволит сохранить существующий рынок образовательных услуг».
«Студенческие города» имеет смысл создавать в трёх-четырех регионах, остро нуждающихся в притоке инвестиций. Там могут быть открыты новые вузы и их филиалы. Это позволит остановить отток молодого населения в мегаполисы.
При наличии серьёзных льгот иностранные учебные заведения, безусловно, заинтересуются в открытии своих филиалов в России и переводе в нашу страну части своих кадров, предложат будущим студентам проходить здесь обучение.
Строительство новых вузов предполагает создание соответствующей инфраструктуры, привлечение подрядных и снабжающих всем необходимым «студенческие города» организаций. Чтобы ускорить и удешевить этот процесс, Дмитрий Давыдов предлагает полностью освободить от всех налогов и сборов доходы таких организаций, а также отменить таможенные платежи и сборы на поставляемое оборудование в течение всего периода льготного налогообложения.
В такие территории, по расчётам автора проекта, начнётся приток инвестиций, за которым последует рост предпринимательской активности. Представители среднего бизнеса будут открывать гостиницы, салоны мобильной связи, книжные магазины и кинотеатры. Малый бизнес вложится в кафе, аппараты пополнения счетов, сдачу в аренду недвижимости. Развитие получат транспорт, частные охранные структуры, сфера медицинского страхования, популярная у иностранных граждан. Всё это со временем существенно увеличит налоговые поступления в бюджет территорий.
Для удобства студентов
Известно, что у многих иностранных студентов возникают проблемы при въезде в Россию для продолжения учёбы. В целях существенного сокращения времени на получение и продление виз Дмитрий Давыдов предлагает выдавать иностранным студентам визу на весь период обучения с отзывом её в случае прекращения учёбы в российских вузах.
Также он считает целесообразным предоставить иностранным студентам полное право на работу вне зависимости от места и времени, выдавая соответствующее разрешение одновременно с получением учебной визы.
После принятия предложенных мер и создания новых российских вузов, а также открытия филиалов иностранных учебных заведений стоит поначалу ожидать притока в Россию студентов из Восточной Европы, стран СНГ, Ближнего Востока и Африки, Индии и Китая. В дальнейшем сюда подтянутся студенты из США, Западной Европы, ОАЭ, Южной Кореи и Японии, уверен автор проекта «20 идей для развития России».
В результате привлечения студентов со всего мира, несомненно, возрастёт интерес к нашей стране, русскому языку и культуре, откроются новые возможности для международного сотрудничества в области науки, бизнеса и туризма.
Одновременно с этим российские выпускники таких вузов станут более конкурентоспособными и востребованными на рынке труда. А у компаний, делающих бизнес в нашей стране, расширятся возможности для приглашения на работу самых талантливых молодых людей, в том числе иностранных граждан.
Однако без поддержки со стороны государства все эти предложения реализовать, конечно, невозможно.