Примерное время чтения: 8 минут
2120

Стали одной семьёй. Почему городских детей возят учиться в сельскую школу?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Над Грузией нелётная погода 26/06/2019
«Наши дети не выясняют, у кого телефон круче или одежда более модная. Другие ценности выходят на первый план. Большинство мечтает о домике в деревне, чтобы на природе жить и работать».
«Наши дети не выясняют, у кого телефон круче или одежда более модная. Другие ценности выходят на первый план. Большинство мечтает о домике в деревне, чтобы на природе жить и работать». Фото из архива школы

Школа расположена в Орлов­ской области, в местечке Альшань, и действует как частный проект. Директор Лада Сергеевна Черногорова рассказывает, что, когда им на условиях аренды выделили здание, в нём даже розетки были вырваны из стен. Для первоначального ремонта и первых зарплат учителям пришлось продать квартиру в центре родного Орла: «Это была квартира мамы. Она благословила сделать это ради хорошего дела».

Работает бесплатно

На восстановление сельской школы, которая в своё время была закрыта по программе оптимизации, Лада Сергеевна не получила из бюджета государства ни копейки. Текущие расходы тоже покрывает самостоятельно. Каждый месяц требуется в среднем 200 тыс. руб. Это и зарплаты учителям, и оплата коммунальных услуг, и налоги, и многое другое. Однако бывали месяцы, когда умудрялись обходиться гораздо меньшими суммами. В итоге сложилась уникальная система: многие педагоги трудятся в Альшани как волонтёры. Например, преподаватели музыки и гончарного мастерства. Да и сама Лада Сергеевна работает в школе бесплатно. Финансово ей помогает семья, в частности родной брат Александр. У него небольшой бизнес в Орле. В своё время именно он купил в Альшани землю в надежде построить там дом и вести хозяйство. Но на дом денег пока не хватает – все свободные средства ушли на восстановление и содержание местной школы. Дети его идею поддер­жали. Старшая работает в Альшани педагогом, а младшая дочка недавно окончила здесь же четвёртый класс.

«Помню, как зимой мы вошли в здание школы и долго протапливали её дровами. Первый год школа действовала как воскресная. Приезжали сюда с ребятишками по выходным с термосом и баранками», – вспоминает Лада Сергеевна. А в 2014 г., собрав необходимые документы, в Альшани открыли частное общеобразовательное учреждение и объявили о наборе учеников с 1-го по 4-й класс.

Кто научит «движуле»?

«Нам очень повезло с учителями. Например, педагогом в первый класс пришла преподаватель русского и литературы с 40-летним стажем Тамара Николаевна Баюшкина, в прошлом директор школы в соседнем населённом пункте. Она занималась с классом, где было 5 учеников. У нас в каждом классе от 3 до 7 человек. Мы быстро превратились в одну большую семью, где царит взаимовыручка. Иначе бы не выжили». 

О сплочённости говорит и та самая Ольга, которая возит свою Марусю в школу за 40 км от дома: «Мы, родители, всё время на подхвате друг у друга. Вот везу я дочку в школу и по пути забираю из города ещё нескольких ребят. Другие поступают так же. Дело в том, что почти все ученики из города. Да, факт удивительный! Можно ведь детей отправить в городскую школу по соседству. Но там нет такой уникальной атмосферы. Да и где вы найдёте сейчас школу, где в классе 5 человек? А здесь дети меньше устают, усваиваемость материала выше. Плюс дополнительное образование. Ребята с таким желанием ходят на уроки по различным ремёслам».

С первого класса ученикам дают уроки гончарного мастерства.
С первого класса ученикам дают уроки гончарного мастерства. Фото из архива школы

Дополнительное образование – «изюминка» Альшани. Здесь уроки гончарного мастерства преподают два педагога с 1-го класса. Один – лепку, другой – работу с гончарным кругом. Причём глина добывается здесь же, в Альшани. Работы ребят побывали на выставках. У каждого из них дома есть чашки, блюдечки, кувшины собст­венного изготовления – особая гордость их родителей. Согласитесь, далеко не каждый ребёнок в наше время может похвастаться «золотыми ручками». А тут эти ручки ещё и шьют (швейное дело – тоже с 1-го класса), и вышивают, и с деревом работают под руководством народного мастера России Олега Новикова. Кроме того, все ученики знакомятся с азами земледелия. Преподаёт их местная жительница, педагог, биолог Татьяна Сидорова. Ребята знают, как подготовить почву, как вырастить рассаду, как ухаживать за растениями, а потом грамотно собирать и хранить урожай.

А за физическую подготовку в Альшани отвечает Александр Павлов, руководитель Богатырской заставы в Знаменке, что в минутах езды от Альшани. На базе заставы ребята овладевают древнерусским рукопашным боем. И девочки, и мальчики осваивают «ладицу» (основы обретения естественного движения в бою) и «движулю» (комплекс движений для ухода от ударов противника). Под руковод­ством Александра Павлова дети путешествуют на древнерусской ладье по Оке, что протекает в Альшани. Павлов, как и многие другие педагоги, помогает школе по зову сердца. «Мы же соседи. И дети – это святое», – говорит богатырь.

Предмет «Окружающий мир» дети могут изучать, путешествуя по Оке на древнерусской ладье.
Предмет «Окружающий мир» дети могут изучать, путешествуя по Оке на древнерусской ладье.  Фото из архива школы

Отдельная страница – поисковая работа и музей, который создан в стенах школы под руководством историка Владимира Змиёва. Ребята каждый год находят свидетельства войны – гильзы, части снарядов, каски, детали немецких машин, колючую проволоку, за которой содержались наши пленные бойцы. На территории школы установлен обелиск советским воинам. Здесь в 1943 г. упокоились 500 наших пленных, расстрелянных немцами.

Народный проект

История родного края для детей не пустой звук. Специально для альшанских учеников извест­ный орловский краевед, педагог высшей категории Анатолий Мищенко написал учебную программу. В свои 78 лет Анатолий Константинович приезжает к ребятам, чтобы проводить с ними занятия. Они это ценят. Сидят на уроках не шелохнувшись.

Сохраняют здесь и историю самой альшанской школы, которая была построена в 1905 г. как земская. Когда Ладе Сергеевне передали здание, во дворе она нашла около 70 классных журналов прежних лет, среди которых были экземпляры полувековой давности. Их не выбросили, а бережно сохранили. Потом вместе с местными жителями организовали две встречи выпускников. Собрались люди разных возрастов. Одним из сюрпризов были те самые журналы.  

Школа существует пятый год. Но каждый месяц директор по-прежнему ломает голову, как свести дебет с кредитом: «Изначально мы думали, что семья каждого ученика сможет вносить ежемесячно благотворительную помощь в размере 2,5 тыс. руб. Оказалось, что это по силам только нескольким семьям. Но это вовсе не мешает остальным 20 ребятам продолжать обучение в Альшани. При этом родители всех без исключения детей помогают школе чем могут».

Брат с сестрой признаются, что Альшань стала для них лечебницей, где они учатся преодолевать равнодушие, которое царит между людьми в городах. «Мы реально увидели, что добрых, бескорыстных людей очень много. Без их помощи мы бы не смогли два года назад провести в школу газ и решить вопрос с отоплением. У нас бы ничего не получилось, если бы все те, кто трудится в школе, с кем мы общаемся в различных кабинетах, не проявили чуткость, понимание, доброту. По сути, наша школа – народный проект. А началось всё с того, что мы, взрослые, начали помогать друг другу. Дети это видят и растут другими. Они не выясняют, у кого телефон круче или одежда более модная. Другие ценности выходят на первый план. Мы спросили, о чём мечтают наши ученики. Оказывается, большинство о домике в деревне, чтобы на природе жить и работать. И это стало главной наградой за труды. Ведь если село у нас будет крепким, то и Россия не пропадёт. Таково наше скромное мнение».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах