В прошлом учебном году на Всероссийской олимпиаде школьников областная команда завоевала 91 диплом по 24 предметам. Призёров стало на 11 человек больше, чем за год до этого, и область заняла 4-е место среди регионов.
Дистант – не помеха
Весной пандемия отправила школьников на дистант. Казалось бы, повод побольше поваляться в постели и расслабиться. Но, как говорит пословица, кто силён в науке, не знает скуки.
Тех, кто любит учиться, уговаривать посостязаться со сверстниками и показать свои знания не пришлось. И они с удовольствием включились в школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. В нынешнем году в нём участвовали 320 тыс. человек, т. е. больше половины общего количества учеников 4–11-х классов Подмосковья, несмотря на то что проходил этот этап в дистанционном формате.
Подключиться к онлайн-платформе через «Школьный портал» Московской области можно было быстро и удобно. Решать задания разрешалось в компьютерном классе своей школы или дома. И потому принять участие в олимпиаде смогли все желающие. По 24 предметам было зафиксировано 1,2 млн участий, т. е. каждый ребёнок участвовал в состязаниях по 3–4 предметам в среднем. Самыми популярными традиционно стали русский язык, математика и английский.
Кстати, дистанционный формат позволил значительно увеличить количество участников олимпиады по иностранным языкам – итальянскому, испанскому и китайскому. Их не изучают в рамках школьной программы, но дети занимаются дополнительно, и каждый из них смог продемонстрировать свои знания.
«Во многом именно по нашим ребятам, которые участвуют на олимпиадах разного уровня, во всём мире оценивают качество образования в стране, в регионе, – считает губернатор Московской области Андрей Воробьёв. – Мы стараемся уделять большое внимание среднему, высшему образованию. Но олимпиадники для нас – особая гордость. Наша задача – чтобы ещё больше таких ребят участвовало на международных и всероссийских олимпиадах».
Как поощряют лучших?
С целью выявления, сопровождения, поддержки и развития одарённых детей в Подмосковье успешно работает образовательный центр «Взлёт».
«Олимпиады позволяют ребятам раскрыть таланты, определиться с интересами и углубиться в изучение школьных предметов, ведь, как правило, задания на олимпиадах требуют дополнительной подготовки и нестандартного подхода к решению, – рассказывает руководитель центра Майя Майсурадзе. – Участие в таких состязаниях, безусловно, полезно – олимпиадники могут быть зачислены в вуз без конкурса или получить дополнительные баллы при поступлении.
Однако это ещё не всё. Победителей, конечно, поощряют. «Со следующего года в Подмосковье выплаты олимпиадникам увеличат: за участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников – по 100 тыс. руб., призёрам этого этапа – по 300 тыс., победителям – по 500 тыс. руб. Ранее выплаты существовали только для призёров и победителей – по 100 и 200 тыс. руб. соответственно. Область хочет, чтобы ребята знали, что их знания и ежедневный труд не остаются незамеченными», – сообщила 1-й заместитель председателя правительства Московской области Ольга Забралова.
Деньги перечисляют школьникам на их личный счёт, и они, как правило, предпочитают тратить их на гаджеты, путешествия, самообразование. Кому-то интересно записаться на языковые курсы, а есть и такие, кто часть суммы тратит на благотворительность.
Физтех прирастает школьным образовательным кластером
При поддержке президента страны в Московской области создают образовательные кластеры естественно-научной направленности в Долгопрудном и гуманитарной – в Одинцовском районе.
Назвать долгопрудненский лицей № 11 «Физтех-лицеем» и присвоить ему имя знаменитого физика, лауреата Нобелевской премии Петра Капицы, по словам ректора МФТИ Николая Кудрявцева, предложил губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв.
Учёба в этом лицее всегда строилась по тем же принципам, по которым даётся образование в Московском физико-техническом институте (национальном исследовательском университете).
«У нас нет границ, у нас единые принципы, которые заложил Пётр Капица. Обучение должно сочетаться с практической деятельностью. В лицее работают многие наши преподаватели. Школьники посещают лаборатории вуза, мы их привлекаем к исследованиям», – рассказал Н. Кудрявцев.
В 2014 г. лицей стал областным. Но учатся в нём дети из 47 регионов России. Сегодня это 630 одарённых ребят. Учащиеся лицея 22 раза становились победителями и призёрами международных олимпиад по физике, химии, астрономии. Несколько лет лицей занимает 1-е место в рейтинге школ Московской области, в этом году средний балл ЕГЭ здесь 87,9, а 113 выпускников стали студентами ведущих вузов страны.
Недавно Андрея Воробьёва избрали председателем попечительского совета Физтех-лицея им. Капицы.
«Президент поддержал нашу инициативу по развитию двух кластеров: гимназии им. Примакова и Физтех-лицея им. Капицы. Это позволит увеличить контингент «Физтех-лицея»в 2 раза. 1 сентября 2022 г. мы запустим начальную школу, в 2023 г. построим большой лабораторный корпус, – рассказал губернатор. – Нам нужна сильная, сплочённая команда, чтобы дать возможность всем, кто одарён и талантлив, реализовать свои возможности, поступить в наши флагманы – МФТИ, МАИ, Бауманку».
До 2023 г. построят учебный корпус начальной школы на 425 мест, кампус на 200 мест и детский технопарк на 500 мест, где занятия будут идти по направлениям «Нейротехнологии», «Когнитивные исследования», «Интеллектуальные энергетические системы», «Биотехнология», «Big Data», «Наноматериалы». Повысить свои знания здесь смогут 10 тыс. учащихся в год. В кластер войдут также инновационная школа и летний лагерь. Кроме того, начнут работу экспериментальные классы, что позволит внедрить занятия по программам лицея и в других школах страны.
«На базе подмосковных образовательных кластеров будет тиражироваться опыт не только для школ области, но и для всей страны. Уже сегодня в «Физтех-лицей» со всей России приезжают дети учиться, а преподаватели – на обучение и практику. Мы хотим эту практику распространять ещё более масштабно. В наших планах – не останавливаться на достигнутом, передать и распространить наш позитивный опыт максимально широко», – сказала Ольга Забралова.
Умники есть и в сельских школах
Победителями школьных олимпиад далеко не всегда становятся учащиеся лицеев или гимназий. Порой приз за блестящие знания получает ребёнок из сельской школы. Так, в нынешнем году ученики двух подмосковных сельских школ добились успехов на заключительном этапе олимпиады.
Почувствовать вкус к учёбе
Успехами своих учеников на заключительном этапе олимпиады 2020 г. могут похвалиться Физтех-лицей им. Капицы, Химкинский лицей, Долгопрудненская гимназия, а также школа № 7 с углублённым изучением отдельных предметов и гимназия № 2 в Балашихе, школа № 4 и гимназия № 17 в Мытищах, гимназия № 1 в Жуковском. Среди муниципальных образований наилучшие результаты у Мытищ – 12 призёров, Балашихи – 8, Жуковского и Королёва – по 6 призёров.
Получается, что утверждение о том, что учиться нужно обязательно в престижной школе, да ещё и заниматься с репетиторами из вуза, чтобы иметь глубокие знания предметов, далеко от истины. Двоечником можно быть и в элитной школе, а значительных успехов добиться в самом обычном учебном заведении. Дело в личной мотивации школьника, его способностях, трудолюбии и тяге к знаниям.
А вот участие в школьных олимпиадах, их соревновательный дух способны помочь ему почувствовать вкус к учёбе. Начинать участвовать в олимпиадах нужно как можно раньше – уже в начальной школе. Это поможет школьнику понять, какой предмет ему ближе, и даст важный опыт побед и неудач.
«Мы не забываем и про учителей. Ежегодно 75 подмосковных школ получают грант «Умная школа» по результатам участия в олимпиадах. Сумма гранта разная и начинается от 5 млн руб. Эти средства идут в том числе на стимулирующие выплаты для учителей, подготовивших олимпиадников», – добавила Ольга Забралова.
Одарённость не всегда гарантирует победу. Верная формула звучит так: способности плюс трудолюбие и искренняя заинтересованность в предмете. И ещё огромное значение имеет поддержка единомышленников и тренеров. Чтобы школьник находился среди детей со схожими интересами, чувствовал поддержку команды, в Московской области создано олимпиадное движение.
Кто в грамоте горазд
Каждый олимпиадник – ребёнок уникальный, и потому регион пристально следит за его судьбой. Некоторые даже после окончания школы не теряют связи с движением и продолжают помогать своим младшим товарищам одерживать победы на предметных олимпиадах.
Лейла Исмаилова и Ксения Самарина, например, сейчас преподают в профильных образовательных программах центра «Взлёт». В прошлом Лейла – многократный призёр заключительного этапа олимпиады по французскому и английскому языкам, а Ксения – неоднократный победитель и призёр по искусству, истории и обществознанию.
Евгений Бойцов – золотой медалист Международной олимпиады по астрономии и астрофизике – сейчас учится в Московском физико-техническом институте и параллельно преподаёт астрономию в Физтех-лицее им. Капицы. Кроме того, с 2019 г. он – составитель заданий и член жюри учебно-тренировочных сборов кандидатов в сборную России.
Иными словами, кто в грамоте горазд, тому не пропасть.
Справка
Всероссийская олимпиада школьников проводится ежегодно по 24 предметам для учеников 4–11-х классов. Состязания разделены на 4 этапа: школьный (для учащихся 4–11-х классов), муниципальный (для 7–11-х классов), региональный и заключительный (для 9–11-х классов).
С правилами участия, графиками проведения этапов, заданиями и ответами по 24 предметам можно познакомиться на сайте центра «Взлёт»: olympmo.ru.