Проблемы школьного образования в Арктике волнуют многих, поскольку от подготовки молодых компетентных специалистов зависит реализация Стратегии развития региона до 2035 г., которая уже внесена в Правительство РФ.
Очередное заседание Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики на тему «Проблемы школьного образования в Арктической зоне РФ» прошло в формате онлайн-конференции. Основными вопросами, которые обсудили участники конференции, стали привлечение учителей в АЗРФ, проблемы и перспективы дистанционного обучения школьников, работа с талантливыми детьми, специфика образования для коренных народов Севера и последствия пандемии для образования.
Координатор Экспертного совета ПОРА Александр Воротников считает, что уровень как среднего, так и высшего образования не соответствует задачам и потребностям развития Арктики. Он отметил, что место страны в рейтинге по инновационному развитию напрямую зависит от школьного образования. «Сейчас происходит большая реформа школьного образования, также мы столкнулись с проблемой COVID-19, и это все взаимосвязано. Мы четко понимаем, что с онлайн-образованием у нас большие проблемы, особенно если взять Арктику, в некоторых регионах которой до сих пор нет интернета, поэтому говорить об удаленном обучении невозможно», — отметил эксперт.
В заседании ЭС принял участие директор департамента по делам Арктики в Агентстве по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике Дмитрий Требухин. Он рассказал о том, что в этом году, кроме существующих социальных мер поддержки педагогов, начинается реализация двух проектов по профориентации школьников. «Мы инициировали создание центра развития человеческого капитала в Архангельске, деятельность которого будет направлена на определение навыков и компетенций учащихся по построению связи между школами, институтами и работодателями», — отметил эксперт. Проект должен обеспечить непрерывность линии профессионального развития от школы до устройства на работу.
Обращая внимание на существующую огромную нехватку преподавателей, Ольга Шадрина, руководитель таймырского просветительского центра «Белый мишка», рассказала о существующих бенефитах для привлечения педагогических кадров на север Красноярского края. Учителям оплачивают жилье и проезд для членов семьи, однако их все равно не хватает в красноярской Арктике.
Также были отмечены проблемы дистанционного обучения школьников в условиях пандемии, например нехватка технического оборудования в семьях или плохая интернет-связь, а также нагрузка на здоровье ученика. Однако эксперт перечислила и плюсы такого вида обучения. Например, появилась возможность приглашать на уроки специалистов других узких областей. Что касается обучения КМНС, то здесь, по ее мнению, необходима ранняя социализация и профориентация школьников, чтобы они понимали, куда двигаться в профессиональном плане, расширяли свой кругозор и не терялись за пределами родной тундры.
Алексей Фадеев, профессор Высшей школы управления и бизнеса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, рассказал о практике создания профильных классов корпорациями (например, Газпром-класс), где детей изначально готовят к определенному выбору специальности.
Нужно стремиться к тому, чтобы выпускники из АЗРФ поступали в вузы своих регионов, а не уезжали в столицу, считает Наталья Шишкина, председатель мурманского отделения «Деловой России». В олимпиаде «Национальная технологическая инициатива» нет ни одного направления, связанного с Арктикой, посетовала участница заседания и пообещала подготовить решение.
«Битва за таланты» начинается очень рано, уверена Ирина Комарова, представитель СОПС ВАВТ Минэкономразвития России. Она рассказала о так называемых «неявных знаниях», которые находятся в противоречии с официальной системой образования. По словам эксперта, нужно искать программы обучения, которые позволят адаптировать обучение детей к современным реалиям, а не насильственным способом внедрять официальные стандарты обучения. Положительный опыт в этой сфере есть в Якутии и на Таймыре.