Примерное время чтения: 10 минут
552

Подержать пулю в руках. Как проходит НВП у школьников на патронном заводе?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Непредсказуемым курсом 26/07/2023
Оформленные от руки в 1960-х фотоальбомы для сегодняшних школьников – диковинка. Игорь Рудыка предлагает ребятам их полистать.
Оформленные от руки в 1960-х фотоальбомы для сегодняшних школьников – диковинка. Игорь Рудыка предлагает ребятам их полистать. / Марина Набатникова / АиФ

Пока в высоких кабинетах обсуждают введение в школах начальной военной подготовки и расширения форм патриотического воспитания, люди, думающие о будущем страны, уже проводят такие занятия с юным поколением.

Где пострелять десятикласснику?

Уроки НВП, о возврате которых в школы заговорили в прошлом году, старшее поколение хорошо помнит. Воспоминания разные — как и в случае с любым другим предметом, всё зависело от учителя. В моей школе учителем был офицер в отставке, олицетворявший собой пример настоящего русского военнослужащего. Уроки НВП начались в 9 классе, и уже через месяц-другой наши мальчишки-оболтусы изменились: стали обходительными с девчонками, подтянутыми, рубашки всегда наглажены. Приходили в школу пораньше, чтобы до начала уроков позаниматься на турниках. Не потому что их заставлял военрук, а потому что благодаря ему это стало для них нормой.

В ноябре прошлого года Министерство просвещения заверяло, что модуль начальной военной подготовки старшеклассников в рамках курса ОБЖ уже в работе, с 1 января этого года его будут опробовать, а с 1 сентября начнутся занятия. Сегодня начало занятий перенесено на следующий учебный год — 1 сентября 2024-го. И дискуссии продолжаются.

«Можно дискутировать о том, вводить или не вводить в курс НВП навыки работы с системами связи, управления беспилотниками и пр. Но научиться стрелять школьники должны безусловно, — считает советник генерального директора Климовского специализированного патронного завода им. Андропова Игорь Рудыка. — А для этого нужны тиры. Есть ли в школах возможность их оборудовать?»

В этом смысле школьникам Климовска повезло. На заводе, у которого с местными жителями традиционно тесная связь, тир есть. Вернее, испытательный полигон, где проверяют качество выпускаемых здесь патронов и оружия. Но сейчас идёт процесс его перерегистрации — именно для того, чтобы можно было использовать площадку в качестве тира, открыв доступ для учеников местных школ.

Вообще, предприятие, создававшееся в 1936 г. как градообразующее, по сей день имеет важное значение для всего городского округа Подольск и особенно — для Климовска, где оно расположено. Помимо того, что его котельная снабжает теплом большую часть здешнего жилого фонда, за его счёт ребятишки ездят в лагеря, где они и спортом занимаются, и в патриотических мероприятиях участвуют. 

Сейчас на заводе подготовили интерактивные плакаты, и скоро их передадут школьникам. Нашли ту форму, которая для них сегодня самая востребованная. В своих гаджетах они смогут узнать реальную историю в её конкретных эпизодах, вызывающих восхищение подвигами предков.

«Мы разработали план начальной военной подготовки и патриотического воспитания школьников, — продолжает Игорь Рудыка. — С главой Подольска уже достигнута договорённость, что в этом учебном году начнём занятия с ребятами 7 школ Климовска. Обкатаем, так сказать. А потом можно будет расширять их на весь округ. Мы основываемся на том, что эти знания и навыки ребята должны получать через живые практические занятия».

Раритетные патроны хранятся в музее под стеклом.
Раритетные патроны хранятся в музее под стеклом. Фото: АиФ/ Марина Набатникова

Таинство рождения пистолета

История завода осталась не только в тексте на сайте, но и в музее. Здесь хранятся и пиропатроны, использовавшиеся для торможения спускаемого аппарата, на котором возвращался из Космоса Юрий Гагарин, и первый кардиостимулятор, разработанный по просьбе академика Александра Бакулева, и Знамя предприятия, и награды его.

«Обратите внимание на этот памятный знак. Таким же награждена и наша школа», — говорит своим воспитанникам замдиректора гимназии им. Подольских курсантов Павел Красновид. Завод он знает с детства, бывал тут не раз. Сам молод, и его комментарии становятся для ребят мостиком между историей и реальностью.

Сейчас лето, каникулы, но не все школьники разъехались. Экскурсия на завод для оставшихся в городе учеников 8-11 классов, в том числе кадетских, оказалась весьма увлекательной. Музей предприятия по нынешним меркам выглядит, может, и скромно, но тем не менее его посещение стало супер-интерактивным. 

Ребята не на кнопочки нажимали, а находили фотографии знакомых зданий — как те выглядели 30, 40 лет назад. Уточняли детали у взрослых, обсуждали. И история становилась реальной и ощутимой. А ещё держали в руках раритеты. Огромные, оформленные от руки в 1960-1970-х фотоальбомы для них — диковинка. Лежат они при этом не где-то под стеклом, а в свободном доступе. Рудыка открывает, перелистывает страницы и предлагает школьникам полистать самим. «А можно?» — и те осторожно прикасаются к картонным страницам, с удивлением рассматривая лица работников предприятия того времени и калиграфический почерк оформителей.

А потом советник директора ведёт ребят в инструментальный цех. Там сначала — вау, станки с ЧПУ. Как из куска металла после ряда операций получается ствол пистолета? Впервые в жизни школьники увидели эти загадочные процессы сквозь окошки в станках. Взяли в руки ещё не готовые изделия, в том числе будущие патроны разного калибра. Повертели, пощупали. И таким образом переключились от привычного виртуального мира в реальный, завораживающий таинством производства. К тому же увидели, что за станками работают парни, немногим старше их.

«Ещё не так давно на заводе зарплаты были по 15 тыс. руб. и даже ниже. И работали в основном возрастные рабочие. Нам удалось поднять зарплаты до 80 тыс., переоборудовать производство и привлечь молодёжь, хотя найти квалифицированные кадры сегодня очень сложно», — поясняет Рудыка.

Школьникам он рассказал, что программы, на которых работают станки, пишут свои, заводские, программисты. 

Новые патроны, которые пока проходят разные этапы обработки, можно подержать в руках.
Новые патроны, которые пока проходят разные этапы обработки, можно подержать в руках. Фото: АиФ/ Марина Набатникова

Руки музыкантов

Как отличить пневматику от нарезного оружия? Почему из пневматической винтовки нельзя выстрелить боевым патроном? Вот вам и первичные знания, которые сразу запоминаются, когда их получают там, где собирают пневмавинтовки и арболеты.

Тут же ребята узнают, что даже на современном производстве чрезвычайно важны человеческие руки. Вот заготовка-бланк — ствол для пневматики. В нём есть нарезы, пульный срез и патронник. Рабочие как раз этот патронник шлифуют. 

«Пуля, которая здесь будет устанавливаться, должна в него заходить, как к себе домой», — говорят. И оказывается, отшлифовать так можно лишь вручную, и то если у человека хорошо развита мелкая моторика. Поэтому берут сюда на работу предпочтительно музыкантов. Тут же среди экскурсантов нашёлся гитарист — возможно, не случайно он стоял ближе всех к рассказчикам, парню явно было очень интересно. И ему предложили после учёбы прийти на завод.

Впрочем, и другим ребятам работа найдётся, уверен Игорь Рудыка. Программа военно-патриотического воспитания, открыв ворота проходной для школьников, поможет расширить их представление о возможных профессиональных дорогах. Покажет, что на юристах и экономистах свет не замкнулся — есть много интересных вариантов на реальном производстве, связанном с оборонно-промышленным комплексом.

Но главная задача программы — конечно, духовная. Знание истории своей земли, героических подвигов предков воспитывает патриотов, для которых слово «Родина» святое. А мальчишки помимо этого ещё и пройдут хорошую подготовку к службе армии. Получив в ходе занятий первичные навыки обращения с оружием, они станут в ряды Вооружённых Сил России осознанно, понимая, что их там ждёт и что армейская школа необходима каждому мужчине. Ведь если Родина будет в опасности, он должен её защитить. 

«Что вас впечатлило больше всего?» — спрашиваю у климовских школьников. «Всё!» — отвечают почти хором. И ребята, и девчата.

Как отличить пневматику от нарезного оружия? Почему из пневматической винтовки нельзя выстрелить боевым патроном? Школьники узнали это от Игоря Рудыки и сотрудников предприятия, рассматривая образцы оружия.
Как отличить пневматику от нарезного оружия? Почему из пневматической винтовки нельзя выстрелить боевым патроном? Школьники узнали это от Игоря Рудыки и сотрудников предприятия, рассматривая образцы оружия. Фото: АиФ/ Марина Набатникова

Справка

Новоподольский завод с грифом 188 начал работу в 1936 г. Позже появились конструкторское бюро им. Кошкина и Научно-исследовательский институт проектирования патронов (НИИ-44). Таким образом, работа велась в формате научно-производственного комплекса.

В годы Великой Отечественной войны предприятие увеличило выпуск патронов в 19 раз. В 1970-х здесь внедрили автоматизированный комплекс «Модуль» (патронный завод в заводе), и каждую минуту производилось до 1 тыс. патронов. Накануне Олимпиады-1980 создали высокоточные винтовочные и пистолетные малокалиберные патроны и пули для спортивного пневматического оружия. Стреляя ими, советская сборная завоевала 1 место в командном зачёте.

Потом стали выпускать патроны для автомата Калашникова, а также уникальные патроны мелких серий с пулями повышенной пробиваемости для бесшумной и беспламенной, а также для подводной стрельбы. Это боеприпасы специального назначения, зачастую не имеющие аналогов.

С I960 г. это Климовский штамповочный завод, с 2001-го — ЗАО «Климовский специализированный патронный завод».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах