Пока в высоких кабинетах обсуждают введение в школах начальной военной подготовки и расширения форм патриотического воспитания, люди, думающие о будущем страны, уже проводят такие занятия с юным поколением.
Где пострелять десятикласснику?
Уроки НВП, о возврате которых в школы заговорили в прошлом году, старшее поколение хорошо помнит. Воспоминания разные — как и в случае с любым другим предметом, всё зависело от учителя. В моей школе учителем был офицер в отставке, олицетворявший собой пример настоящего русского военнослужащего. Уроки НВП начались в 9 классе, и уже через месяц-другой наши мальчишки-оболтусы изменились: стали обходительными с девчонками, подтянутыми, рубашки всегда наглажены. Приходили в школу пораньше, чтобы до начала уроков позаниматься на турниках. Не потому что их заставлял военрук, а потому что благодаря ему это стало для них нормой.
В ноябре прошлого года Министерство просвещения заверяло, что модуль начальной военной подготовки старшеклассников в рамках курса ОБЖ уже в работе, с 1 января этого года его будут опробовать, а с 1 сентября начнутся занятия. Сегодня начало занятий перенесено на следующий учебный год — 1 сентября 2024-го. И дискуссии продолжаются.
«Можно дискутировать о том, вводить или не вводить в курс НВП навыки работы с системами связи, управления беспилотниками и пр. Но научиться стрелять школьники должны безусловно, — считает советник генерального директора Климовского специализированного патронного завода им. Андропова Игорь Рудыка. — А для этого нужны тиры. Есть ли в школах возможность их оборудовать?»
В этом смысле школьникам Климовска повезло. На заводе, у которого с местными жителями традиционно тесная связь, тир есть. Вернее, испытательный полигон, где проверяют качество выпускаемых здесь патронов и оружия. Но сейчас идёт процесс его перерегистрации — именно для того, чтобы можно было использовать площадку в качестве тира, открыв доступ для учеников местных школ.
Вообще, предприятие, создававшееся в 1936 г. как градообразующее, по сей день имеет важное значение для всего городского округа Подольск и особенно — для Климовска, где оно расположено. Помимо того, что его котельная снабжает теплом большую часть здешнего жилого фонда, за его счёт ребятишки ездят в лагеря, где они и спортом занимаются, и в патриотических мероприятиях участвуют.
Сейчас на заводе подготовили интерактивные плакаты, и скоро их передадут школьникам. Нашли ту форму, которая для них сегодня самая востребованная. В своих гаджетах они смогут узнать реальную историю в её конкретных эпизодах, вызывающих восхищение подвигами предков.
«Мы разработали план начальной военной подготовки и патриотического воспитания школьников, — продолжает Игорь Рудыка. — С главой Подольска уже достигнута договорённость, что в этом учебном году начнём занятия с ребятами 7 школ Климовска. Обкатаем, так сказать. А потом можно будет расширять их на весь округ. Мы основываемся на том, что эти знания и навыки ребята должны получать через живые практические занятия».
Таинство рождения пистолета
История завода осталась не только в тексте на сайте, но и в музее. Здесь хранятся и пиропатроны, использовавшиеся для торможения спускаемого аппарата, на котором возвращался из Космоса Юрий Гагарин, и первый кардиостимулятор, разработанный по просьбе академика Александра Бакулева, и Знамя предприятия, и награды его.
«Обратите внимание на этот памятный знак. Таким же награждена и наша школа», — говорит своим воспитанникам замдиректора гимназии им. Подольских курсантов Павел Красновид. Завод он знает с детства, бывал тут не раз. Сам молод, и его комментарии становятся для ребят мостиком между историей и реальностью.
Сейчас лето, каникулы, но не все школьники разъехались. Экскурсия на завод для оставшихся в городе учеников 8-11 классов, в том числе кадетских, оказалась весьма увлекательной. Музей предприятия по нынешним меркам выглядит, может, и скромно, но тем не менее его посещение стало супер-интерактивным.
Ребята не на кнопочки нажимали, а находили фотографии знакомых зданий — как те выглядели 30, 40 лет назад. Уточняли детали у взрослых, обсуждали. И история становилась реальной и ощутимой. А ещё держали в руках раритеты. Огромные, оформленные от руки в 1960-1970-х фотоальбомы для них — диковинка. Лежат они при этом не где-то под стеклом, а в свободном доступе. Рудыка открывает, перелистывает страницы и предлагает школьникам полистать самим. «А можно?» — и те осторожно прикасаются к картонным страницам, с удивлением рассматривая лица работников предприятия того времени и калиграфический почерк оформителей.
А потом советник директора ведёт ребят в инструментальный цех. Там сначала — вау, станки с ЧПУ. Как из куска металла после ряда операций получается ствол пистолета? Впервые в жизни школьники увидели эти загадочные процессы сквозь окошки в станках. Взяли в руки ещё не готовые изделия, в том числе будущие патроны разного калибра. Повертели, пощупали. И таким образом переключились от привычного виртуального мира в реальный, завораживающий таинством производства. К тому же увидели, что за станками работают парни, немногим старше их.
«Ещё не так давно на заводе зарплаты были по 15 тыс. руб. и даже ниже. И работали в основном возрастные рабочие. Нам удалось поднять зарплаты до 80 тыс., переоборудовать производство и привлечь молодёжь, хотя найти квалифицированные кадры сегодня очень сложно», — поясняет Рудыка.
Школьникам он рассказал, что программы, на которых работают станки, пишут свои, заводские, программисты.
Руки музыкантов
Как отличить пневматику от нарезного оружия? Почему из пневматической винтовки нельзя выстрелить боевым патроном? Вот вам и первичные знания, которые сразу запоминаются, когда их получают там, где собирают пневмавинтовки и арболеты.
Тут же ребята узнают, что даже на современном производстве чрезвычайно важны человеческие руки. Вот заготовка-бланк — ствол для пневматики. В нём есть нарезы, пульный срез и патронник. Рабочие как раз этот патронник шлифуют.
«Пуля, которая здесь будет устанавливаться, должна в него заходить, как к себе домой», — говорят. И оказывается, отшлифовать так можно лишь вручную, и то если у человека хорошо развита мелкая моторика. Поэтому берут сюда на работу предпочтительно музыкантов. Тут же среди экскурсантов нашёлся гитарист — возможно, не случайно он стоял ближе всех к рассказчикам, парню явно было очень интересно. И ему предложили после учёбы прийти на завод.
Впрочем, и другим ребятам работа найдётся, уверен Игорь Рудыка. Программа военно-патриотического воспитания, открыв ворота проходной для школьников, поможет расширить их представление о возможных профессиональных дорогах. Покажет, что на юристах и экономистах свет не замкнулся — есть много интересных вариантов на реальном производстве, связанном с оборонно-промышленным комплексом.
Но главная задача программы — конечно, духовная. Знание истории своей земли, героических подвигов предков воспитывает патриотов, для которых слово «Родина» святое. А мальчишки помимо этого ещё и пройдут хорошую подготовку к службе армии. Получив в ходе занятий первичные навыки обращения с оружием, они станут в ряды Вооружённых Сил России осознанно, понимая, что их там ждёт и что армейская школа необходима каждому мужчине. Ведь если Родина будет в опасности, он должен её защитить.
«Что вас впечатлило больше всего?» — спрашиваю у климовских школьников. «Всё!» — отвечают почти хором. И ребята, и девчата.
Справка
Новоподольский завод с грифом 188 начал работу в 1936 г. Позже появились конструкторское бюро им. Кошкина и Научно-исследовательский институт проектирования патронов (НИИ-44). Таким образом, работа велась в формате научно-производственного комплекса.
В годы Великой Отечественной войны предприятие увеличило выпуск патронов в 19 раз. В 1970-х здесь внедрили автоматизированный комплекс «Модуль» (патронный завод в заводе), и каждую минуту производилось до 1 тыс. патронов. Накануне Олимпиады-1980 создали высокоточные винтовочные и пистолетные малокалиберные патроны и пули для спортивного пневматического оружия. Стреляя ими, советская сборная завоевала 1 место в командном зачёте.
Потом стали выпускать патроны для автомата Калашникова, а также уникальные патроны мелких серий с пулями повышенной пробиваемости для бесшумной и беспламенной, а также для подводной стрельбы. Это боеприпасы специального назначения, зачастую не имеющие аналогов.
С I960 г. это Климовский штамповочный завод, с 2001-го — ЗАО «Климовский специализированный патронный завод».