aif.ru counter
194

Победа — одна на всех! За рубежом продолжается конкурс школьных проектов

Акция «Победа — одна на всех!», организованная для школьников стран СНГ и других зарубежных государств, стартовала в апреле 2020 года. О том, как проходит этот конкурс, АиФ рассказали представители Россотрудничества — заместитель руководителя агентства Михаил Брюханов, временно исполняющий обязанности руководителя представительства в Молдове Андрей Кибирев и официальный представитель Россотрудничества в Республике Абхазия Вадим Чеха.

Николай Терещенко: Первая часть вопросов — к Михаилу Брюханову. Михаил Дмитриевич, Россотрудничество и Движение «Сделаем вместе!» организуют совместные акции в странах СНГ уже не первый раз. В прошлом году была акция «Наши герои» — о героизме в широком смысле. Этот год — юбилейный, исполнилось 75 лет Победе в Великой Отечественной войне, и в конкурсе будут участвовать проекты в честь Года памяти и славы. Скажите, в этом году больше людей в зарубежных странах приняли участие в акциях, посвященных Дню Победы? И как школы откликнулись на предложение по участию в акции, организованной совместно с Движением «Сделаем вместе!»?

Михаил Брюханов: Защите исторической правды, борьбе с фальсификацией истории с каждым годом в работе Россотрудничества уделяется все больше и больше внимания. Многие проекты Агентства призваны рассказать о подвиге советского народа, о решающей роли Красной Армии, принявшей на себя основной удар фашистских войск во Второй мировой войне, отстоявшей свободу и независимость многих стран мира. Вместе с тем мы не забываем и героев других стран, активизируем историко-просветительскую работу — призываем жителей разных государств к поиску своих героев, принимавших участие в разгроме нацизма, о чем чуть позже.

В начале этого года планировали провести по всему миру более 900 мероприятий, приуроченных к 75-летию Победы, среди которых были выставки, круглые столы, конференции, семинары, показы художественных фильмов, конкурсы, концерты. Рассчитывали, что в них примет участие более миллиона человек. 

Пандемия коронавируса внесла огромные изменения в первоначальные планы, во многом ограничила привычные возможности, но при этом открыла и другие. Мероприятия, приуроченные к 75-летию Победы, проводятся до сих пор почти во всех странах присутствия Россотрудничества, и, я уверен, их итоговое количество будет не меньше. 

Многие проекты, наиболее востребованные обществом, перешли в виртуальный формат. В социальных сетях, например, прошли «Бессмертный полк» и «Георгиевская ленточка», на разных языках пели песню «День Победы». В городах, в честь взятия или освобождения которых в 1945 году в СССР были учреждены медали (это Белград, Варшава, Будапешт, Вена, Берлин, Прага), мы провели историко-просветительскую акцию «Дороги Победы» — экскурсии по местам боевой славы для соотечественников и всех неравнодушных к истории Второй мировой войны. Пандемия застала нас в самый разгар проведения акции, но мы быстро сориентировались и перевели все в цифровой формат. В итоге получились познавательные и яркие видеоэкскурсии, онлайн-конференции и лекции, аудиогиды, которые мы выложили на наших ресурсах в открытый и свободный доступ.

Таким образом, не только количество участников проектов, посвященных Победе, не уменьшилось — возросла осознанность действий, вовлеченность аудитории, мы оказались свободными от формализма.

«Победа — одна на всех!» — наш историко-просветительский проект. Это международный конкурс для иностранных школьников, направленный на изучение истории своей страны на примере героических подвигов соотечественников и памятных событий в истории Второй мировой войны. Участники ведут поиск организаций, людей, героически сражавшихся на фронте или трудившихся в тылу в 1941-1945 годах, исследуют разные исторические события и представляют результаты работы в своей школе. 

Этот конкурс — продолжение прошлогоднего историко-просветительского проекта «Наши герои», в котором приняли участие 13 тысяч школьников из 11 стран СНГ, Абхазии и Южной Осетии.

Идея проведения проекта «Победа — одна на всех!» родилась именно из проекта «Наши герои», потому что половина присланных тогда работ была о героях Великой Отечественной.

В этот раз мы сознательно не ограничивали себя странами СНГ, зная, что интерес к общей истории проявляется не только там. Сегодня на участие в проекте зарегистрировались школы из 13 стран ближнего зарубежья и Болгарии. Приглашаем участников из других государств также обратить внимание на этот проект. Уверен, он поможет им открыть очень интересные факты истории. 

— О чем вообще пишут дети? О своих прадедах или об известных героях? Как вообще в зарубежных странах в сознании детей отражается эта война и наша Победа в ней?

— Дети пишут и об известных личностях, и о своих родственниках, и о других, простых людях, которые честно выполняли свой гражданский и человеческий долг, ведь каждый такой поступок был вкладом в общую Победу. Например, в прошлом году участник из Узбекистана написал о человеке, взявшем на воспитание и усыновившем 15 детей, потерявших родителей и эвакуированных во время Великой Отечественной войны в Ташкент. 

Мы надеемся, что, исследуя судьбы фронтовиков или тружеников тыла, подвиги которых не зависели от гражданства, национальности и религии, ребята узнают о том, что объединяло людей в те годы, что приблизило наш общий День Победы над фашизмом.

— Я вижу по статистике на сайте Движения — очень активны школьники из Молдовы. С чем это связано? С активной работой организаторов? Или с тем, что в школах уделяют много внимания этой славной странице истории СССР?

— Думаю, что и то и другое справедливо. Но на этот вопрос лучше могут ответить коллеги из представительства Россотрудничества в Молдавии.

Андрей Кибирев: Представительство Россотрудничества в Молдове на протяжении 10 лет тесно работает с учебными заведениями. Несмотря на то что школьная программа недостаточно внимания уделяет истории Великой Отечественной войны, многие педагоги предоставляют молодежи достоверную информацию факультативно, а также через акции разного формата, ежегодно проводимые под эгидой Российского центра науки и культуры в Кишиневе. Это, к примеру, конкурсы исторических статей и эссе, турниры по интеллектуальным играм, песенно-поэтические смотры и, конечно, такие онлайн-проекты, как «Победа — одна на всех!», осуществляемые нами при содействии Министерства образования, культуры и исследований Республики Молдова. Активно содействуют этой работе также главные управления образования Кишинева, Бельц, Тирасполя, Тараклии и Гагаузской автономии, а также администрации партнерских лицеев и гимназий по всей стране.

Следует отметить, что для большинства населения Республики Молдова характерно уважительное и бережное отношение к истории Великой Отечественной войны. Старшее поколение стремится сохранить и передать молодежи правду о героических и страшных военных событиях. При поддержке РЦНК молдавские общественные и государственные организации на постоянной основе реализуют просветительские проекты и программы, направленные на противодействие фальсификации общей созидательной истории Республики Молдова и Российской Федерации.

Данный проект, безусловно, поможет молодежи глубже понять значение Великой Победы для наших народов и для всего человечества, послужит популяризации среди подрастающего поколения идей патриотизма, гуманизма и необходимости дальнейшего развития многостороннего российско-молдавского сотрудничества во имя мира и процветания.

— Андрей, спасибо. Вадим Витальевич, а как в Абхазии школы реагируют на предложение участвовать в акции? О чем пишут школьники? Как вообще в Республике молодое поколение относится к теме Великой Отечественной войны — с интересом или всё это уже далекая история для молодых людей?

— В Абхазии, как правило, позитивно реагируют на события, связанные с поддержанием памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это возможно сказать и об обучающихся, и о педагогических работниках, и о представителях общественных организаций, и о работниках органов государственной власти и местного самоуправления и других. 

Есть несколько причин такого рода отношения к поддержанию исторической памяти.

Во-первых, собственная история Абхазии свидетельствовала о важности сохранения и развития материальных и нематериальных свидетельств, касающихся истории родного края. Так, например, во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов войска Госсовета Грузии целенаправленно уничтожили архивы и библиотеки в городе Сухум, руководствуясь в том числе целью лишить проживающий в Абхазии народ свидетельств исторической памяти. Одна из специфических черт грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. заключалась в том, что абхазская сторона в поисках вдохновения обращалась к образам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Например, на абхазской стороне воевал батальон армянских добровольцев имени Маршала Баграмяна.

Во-вторых, в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Абхазия потеряла 17 430 человек. Выходцы из Абхазии достойно проявили себя на фронте и в тылу. Так, 22 уроженца Республики удостоились звания «Герой Советского Союза». Таким образом, выходцы из Абхазии внесли свой вклад в обеспечение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Подверглась нападению со стороны немецко-фашистских войск и сама территория Абхазии — города подвергались бомбардировкам, а на Клухорском, Марухском, Санчарском перевалах и в районе села Псху шли тяжелые бои в 1942 году.

Кроме того, поддержание памяти о Великой Отечественной войне рассматривается в Абхазии как механизм, обеспечивающий участие Абхазии в общем историческом контексте памяти о войне на всем пространстве СНГ и в России. Так, например, президент Абхазии Аслан Бжания пригласил президента РФ Владимира Путина на открытие памятника Авиаторам, погибшим во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Память о Великой Отечественной войне выступает механизмом, обеспечивающим присоединение Абхазии к общему историческому контексту в противовес логике, предполагающей подмену и фальсификацию истории и достижение посредством этого новых геополитических целей.

В течение 2020 года я как руководитель представительства неоднократно давал интервью абхазским СМИ по темам, напрямую касающимся поддержания исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Так, только для агентства «Спутник-Абхазия» с начала 2020 года было дано 8 интервью.

В ходе исследовательских проектов школьники осуществляют исследования в формате живой истории, предполагающей изучение исторических событий через призму собственной семьи. В семьях многих школьников сохраняется память и дедах, прадедах, участвовавших в Великой Отечественной войне. Исследовательские проекты предполагают формирование у школьников исследовательских компетенций — в ходе реализации проекта они с помощью учителей исследуют фотографии, записи, дневники, письма, различные тексты, чтобы сформировать цельную картину участия своих предков в Великой Отечественной войне.

Так, один из участников поддержанного представительством шахматного турнира 9 мая 2020 года, победитель турнира — учащийся 10 класса Сухумской СШ № 10 Леон Шамба, сообщил, что свою победу в турнире он посвятил участнику Великой Отечественной войны, участнику Итальянского движения Сопротивления, своему прадеду — Султану Давидовичу Папба. И таких примеров много!

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы