По экспертным оценкам, до 50% еды в школьных столовых дети не съедают и объясняют это так: еда невкусная, некрасиво выглядит, не такая, как дома.
В Отраслевом союзе развития социального питания считают «несъедаемость» продуктов проблемой всех социальных учреждений страны. Их почти 100 тыс., и учатся в них или проходят лечение свыше 25 млн человек.
Вопросам качества социального питания особое внимание уделили на наблюдательном совете Агентства стратегических инициатив (АСИ) в декабре 2021 г. Тогда президент поручил создать условия для привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры, обеспечивающей производство питания высокого качества во всех соцучреждениях.
«Ситуация в нашей сфере изменилась в 2020 г., когда по инициативе президента всех учащихся начальной школы стали обеспечивать горячим питанием за счёт средств федерального бюджета, – пояснил замдиректора Отраслевого союза развития социального питания Вадим Родиков. – Уже через год во всех регионах встала проблема состояния материально-технической базы».
Опрос, который союз провёл совместно с АСИ во всех 85 регионах страны, показал, что в большинстве из них нет современных высокотехнологичных комбинатов питания и производственно-логистических комплексов, способных поставлять качественную продукцию в школы, детсады, больницы и другие соцучреждения. А у действующих отсутствуют лаборатории, чтобы обеспечить контроль качества и безопасности продуктов, получаемых от поставщиков.
По оценкам союза, на переоснащение столовых необходимо более 200 млрд руб., причём решать этот вопрос неотложно нужно в четверти учреждений. Остро стоит задача техобслуживания, ремонта и замены оборудования.
«По поручению президента мы формируем предложения по изменению законодательства для апробации новых подходов к реформе отрасли, привлечения инвестиций в неё. Анализируем, какие механизмы уже используются, какие практики есть в регионах, за счёт каких ресурсов модернизируются комбинаты питания», – рассказала гендиректор АСИ Светлана Чупшева.
По её словам, решением проблемы могут стать долгосрочные контракты, концессионные соглашения, договоры государственно-частного партнёрства и офсетные контракты (когда инвестор вкладывается в производство, а власти гарантируют закупки его продукции в течение определённого срока).
В нескольких регионах есть успешные примеры. Например, в Башкирии внедрили стандарт школьного питания, ввели типовые 3-летние контракты, создали единое двухнедельное меню, в составлении которого через электронные сервисы участвуют родители. В итоге количество детей, питающихся в школьных столовых, увеличилось на 10%. А в Татарстане ещё в 2019 г. заключили концессионное соглашение на 10 лет для обеспечения питанием пациентов учреждений здравоохранения.