Школьники из стран СНГ, Абхазии и Южной Осетии готовят на международный конкурс проекты о людях, которых они считают героями своих государств, краёв и областей.
Это первая международная акция, в которой принимают участие только зарубежные школы. О её цели, сути и организации «АиФ» побеседовал с заместителем руководителя Россотрудничества Михаилом Брюхановым и председателем правления АНО «Сделаем вместе» Романом Романовым.
Николай Терещенко: Михаил Дмитриевич, «АиФ» с движением «Сделаем вместе!» сотрудничает практически с момента его основания. И вот мы видим, что движение превращается в международное, и это большая заслуга Россотрудничества. В чем вы видите смысл акции «Наши герои», ее пользу? В чем главная идея?
Михаил Брюханов: Мы были рады, когда на нашем горизонте появилось движение «Сделаем вместе!», потому что подход коллег к задачам, которые они перед собой ставят, нам очень понравился. Во-первых, есть объединяющая детей идея: в данном случае — рассказать о героях своей нации, государства, но необязательно в таком глобальном масштабе, может быть, даже о героях своего края, района, своего города или поселка. Во-вторых, есть удобная интернет-платформа, куда можно разместить работы детей, причем не только письменные, но и презентации, видео, репортажи о каких-то публичных мероприятиях. Всё это фиксируется автоматически, сохраняется, работы удобно оценивать. И в-третьих, нам понравилось, что есть соревновательный дух: 33 проекта зарубежных школьников, которые отберет конкурсный совет, станут лауреатами, и их создатели поедут 16 октября в Международный детский лагерь «Артек», чтобы выбрать победителей, а также инициировать следующую акцию, уже к 75-летию Победы. Россотрудничество — одна из старейших гуманитарных организаций в мире с широчайшим распространением по всему земному шару. И мы очень рады, что благодаря расширению нашей акции на страны СНГ мы сможем вовлечь учащуюся молодежь в совместную работу, напомнить друг другу, что мы жили вместе и что мы рядом живем.
Н. Т.: Проблемы русского языка здесь тоже частично решаются? Ведь акция «Наши герои» на русском языке. Я неоднократно бывал и в Кыргызстане, и в Таджикистане, и в Азербайджане, и в Казахстане, и знаю, что с русским языком там не очень хорошо.
М. Б.: Вы знаете, это как посмотреть. Я очень много ездил по республикам, по странам. И если вы придете в какое-то публичное, общественное место, — на рынок, в магазин, где играет музыка, — то вы удивитесь: в этих странах играет русская музыка. Это приятно. Такое впечатление, что возвращаешься в детство. Там больше иногда русского языка, чем ты ожидаешь. Недавно был в Туркменистане на форуме интеллигенции, и во время проведения форума выступали представители органов исполнительной власти Туркменистана: Министерства культуры, Министерства образования. Я заслушался, как они говорят на русском, у них правильная интонация, правильные ноты речи, богатый словарный запас, они без запинки выражают свои мысли. Я сидел и получал искреннее удовольствие от качества русского языка этих ораторов. Поэтому драматизировать ситуацию не стоит, но и закрывать глаза на некоторые злонамеренные действия отдельных чиновников, которые начинают ставить искусственные преграды желанию людей говорить на русском языке, общаться на русском языке, использовать этот язык как язык межнационального общения, мы тоже не хотели бы. Мы создаем условия для расширения ареалов распространения русского языка. Мы хотим, чтобы этот ареал как минимум не сужался. Мы хотим, чтобы люди сами решали, на каком языке им будет удобно общаться, и не забывали свой родной язык и развивали его. Конечно, имея полный спектр языков для общения, которые им удобны. И в этом смысле акция «Наши герои», конечно же, способствует сохранению и распространению русского языка в других странах.
Н. Т.: А в школах стран СНГ сейчас изучают русский язык? На какой основе? Как факультатив или как второй язык?
М. Б.: Вы знаете, нет такого единого правила для всех стран СНГ. Каждая страна идет своим путем. И этот путь зачастую зависит не только от глубины проникновения исторических и культурных связей, но еще и от отношений стран как экономических агентов. Если у страны есть интерес к работе с Россией на экономическом поле, если трудовые ресурсы этой страны приезжают в Россию для работы здесь, они сами заинтересованы в изучении языка, чтобы занимать высокооплачиваемые позиции. Это еще раз доказывает, что русский язык живой и мы должны не только предлагать его как язык изучения произведений наших великих мастеров, это скорее дополнительная мотивация. На мой взгляд, изучение языка — это мотивация к общению, совместной работе, для профессиональных, экономических контактов, контактов между учеными, просто для реальной жизни.
Н. Т.: У «АиФ» тоже много офисов в зарубежных странах, есть свои редакции на всех континентах. И «Аргументы и Факты» сегодня выходят практически везде только на русском языке.
М. Б.: Мы очень высоко ценим работу, которую проводите вы, которую проводят другие большие издательства. Многим людям это создает определенную зону комфорта в турбулентном мире, где меняется все, но в киоске можно купить привычную газету на русском языке и прочитать мнение редакции о происходящем в России и мире. Но здесь я бы хотел обратить внимание соотечественников и на другой аспект. Очень важно сейчас, особенно молодым людям, проживающим в других странах, не бояться учить языки этих стран. Это, во-первых, развивает тебя как личность, демонстрирует твое уважительное отношение к стране, в которой ты проживаешь. Тебя могут понимать все на русском, но если произойдет какая-то ситуация и ты сможешь разобраться на языке страны, в которой ты живешь, или высказать свое мнение, обратиться за помощью, продекламировать произведение, поэзию местного автора, то станет тебе только лучше, ты будешь более интересным собеседником для твоих соседей, друзей. Зачастую мы видим, что люди уклоняются от изучения языков других стран в силу каких-то причин. Не стоит этого делать. Изучать местные языки полезно. Во-вторых, это интересно! Изучение других языков развивает в интеллектуальном плане, голова начинает работать. И я хотел бы воспользоваться случаем и обратиться ко всей русскоговорящей молодежи, проживающей в СНГ: не бойтесь учить местные языки, говорить на них. Это расширяет ваши возможности.
Н. Т.: Вернемся к движению «Сделаем вместе!», и вопрос к Роману Геннадьевичу: запуск акции произошел не так давно, сколько стран, сколько школ уже подали заявки на участие?
Роман Романов: Мы стартовали 1 сентября, но нужно еще учесть, что в некоторых странах учебный год начался позже. Например, в Узбекистане или Кыргызстане он начался в середине месяца. Поэтому мы ожидаем на этой неделе значительного роста количества участников. Сейчас у нас зарегистрировалось 106 школ из 10 стран. Это Азербайджан, Молдова, Армения, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызская Республика, Абхазия и Беларусь. Самые активные сегодня — Республика Молдова и Узбекистан. У них 38 и 20 школ уже подключились к нашей интернет-платформе. В основном это столичные школы, но в Узбекистане подключилась одна школа, например, из села в Ферганской области. Школы подключаются совершенно добровольно, мы даже иногда удивляемся, откуда они узнают.
Н. Т.: В России акции движения «Сделаем вместе!» проходят при серьезной организационной поддержке «Единой России», штабы в регионах формируются на основе структуры партии. А как здесь? Кто является руководителями штабов в странах-участниках, кто продвигает саму идею?
Р. Р.: Мы совместно с Россотрудничеством обратились в Министерство просвещения России с просьбой поддержать эту акцию на международном уровне. Министерство нас поддержало. И затем обратились совместно к органам образования всех стран с информацией об этой акции, так как конкурс среди учащихся, с просьбой высказать свое мнение. Мы не хотели придавать этой акции какой-то глобальный формат. Наоборот, мы хотели, чтобы участие было добровольным, как можно менее заорганизованным. Движение «Сделаем вместе!» предоставило электронную платформу для участия в этом конкурсе. А на местах штабы сформированы на основе структуры Россотрудничества: это центры науки и культуры с участием местных педагогов и общественных деятелей. Мы штабы не формируем. Мы предоставляем возможность школам самостоятельно на этой платформе регистрироваться, это их решение, оно не носит никакого политического характера. Мы хотим сформировать среди учащейся молодежи обсуждение того, какие качества у людей они больше всего ценят, что в человеке должно быть такого, чтобы для ребенка он стал героем. И я уверен, что, несмотря на количество стран и школ, у ребят героями будут люди, которые своей жизнью доказали приверженность общечеловеческим ценностям. И неважно, воевал человек или нет. Абсолютно не обязательно. Это может быть ребенок, спасший соседа, тонущего в воде, это может быть пожарник, вынесший детей из горящего дома, это может быть женщина, трудившаяся всю жизнь на каком-то важном предприятии или просто вырастившая много детей. Мы хотим, чтобы дети поговорили о чем-то значимом, о чем-то вечном, но поговорили своим языком. Мы не задаем никаких параметров изложения мысли.
М. Б.: Получается, что ребенок сам выбирает себе героя, делает презентацию о нем, показывает характеристику данного героя, на что он больше всего будет обращать внимание, в общем, нужно будет доказать свой выбор. Школьники обсуждают это в своей школе, формат «дети-дети» позволяет своим же языком представить ценности. Таким образом, дети учатся представлять свои проекты, учатся отстаивать свое мнение, развивают лидерские качества. В итоге 33 ребенка, вышедшие в финал, будут представлять свои проекты в «Артеке» 4 ноября на конкурсе. Мы очень признательны лагерю «Артек» за предоставленную возможность, но должен отметить: главное в этой акции — это не поездка в Крым. Мы очень бы хотели, чтобы детей заинтересовало само участие. Кстати, хотим также поблагодарить новостное агентство «Спутник». Им также понравилась акция, и они помогают нам донести до каждой страны информацию о ней.
Р. Р.: Нам очень самим интересно, кого дети считают своими героями. Будет интересно посмотреть на работы ребят. Постараемся в этом году презентовать все работы в публичном поле, чтобы любой желающий смог увидеть героев современного юного поколения не только в России, но и в зарубежных странах постсоветского пространства.
Н. Т.: В следующем году будет большая дата: 75 лет со Дня Победы. Будете ли вы как-то развивать эту тему?
Р. Р.: Я надеюсь, это будут учитывать участники конкурса. То есть мы совместим темы героев и ценностей вместе с победой в войне. Названия пока официального нет, но мы не будем опять же ограничивать ребят в создании своих проектов, мы привяжем эту акцию к Победе, но мы все равно оставим право за участниками шире смотреть на эту тему. У нас традиционно тема и повестка следующего года разрабатывается самими детьми. 8 сентября в «Артеке» прошла проектная сессия «2020 год — Год памяти и славы». Там у нас сейчас находятся 50 победителей нашей акции «Русский Крым и Севастополь». На 12 смене мы устроим такую же проектную сессию, чтобы дети там представили свои проекты и идеи на будущий год. И, конечно же, мы планируем и дальше работать вместе с Россотрудничеством.