Минобрнауки намерено увеличить количество часов преподавания истории в вузах для всех студентов независимо от специальности.
Предполагается, что на предмет «История России» будет выделяться не менее 144 академических часов. Почему возникла необходимость в таком «историческом ликбезе»?
Режиссёр, председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков:
– Люди, чувствующие Россию, – нескромно отнесу к ним и себя – говорят о беспрецедентной темноте, глупости и безграмотности, которые витают над страной уже 20 лет. И мне очень больно, что такому великому и сильному государству, как Россия, понадобилось 20 лет, чтобы увидеть и осмыслить катастрофу системы образования, принесённую нам Болонской системой, либеральным чужебесием и вечной надеждой, что это как-нибудь рассосётся само. Лучшая в мире образовательная школа была перечёркнута двумя штрихами.
И я не вижу в этом ни случайности, ни глупости. Я вижу в этом умысел и хотел бы, чтобы это наконец увидели все. Реформа образования в России привела к тем результатам, которые мы сегодня имеем. И те, кто проводил эту реформу, должны ответить за эти результаты.
Актёр, ректор Театрального института им. Щукина Евгений Князев:
– Про всё образование рассуждать не возьмусь, а про наше – актёрское, режиссёрское искусство – скажу: история нам очень важна. Мы, актёры, попадаем в разные исторические эпохи, и если человек не сможет ориентироваться в них хотя бы приблизительно, он не будет понимать, о чём его герой говорит и зачем он это говорит.
Если же рассуждать про технарей, давайте возьмём меня как пример. Я окончил Тульский политехнический институт, где нам помимо основной специальности (у меня были подъёмно-транспортные машины и оборудование) читали курсы и по истории, и по философии, и экзамены мы по ним сдавали. Казалось бы, зачем инженерам нужна история и уж тем более философия? Однако в советских департаментах образования понимали: личность должна формироваться гармоничной. Не воспитаешь ты человека-лидера без широкого кругозора знаний.
На мой взгляд, историю своей Родины нужно знать обязательно – только тогда ты можешь по-настоящему считаться гражданином той страны, в которой родился и живёшь. Но это ощущение себя как гражданина нужно воспитывать. Мы испытываем уважение к тому, что в Америке до сих пор очень развито скаутское молодёжное движение. А у нас причастность к какому-нибудь молодёжному движению воспринимается неоднозначно. Но почему мы не должны воспитывать своих детей?! Это воспитание начинается дома, а продолжается в школе. Мне рассказывали, как всё в той же Америке утро в школах начинается с поклонения флагу – флагу той страны, где живёшь. Но если у нас предложить подобное, в ответ, скорее всего, услышишь насмешки. Почему такая реакция? Наверное, потому, что общество наше сегодня очень разобщено.
Возможно, ещё и с этой точки зрения преподавание истории молодёжи может быть полезным – знание своих корней, своих героев, побед и поражений позволяет почувствовать себя частью единого целого.