Школьнику непросто решить, кем стать. Ведь его представление о профессиях очень узкое: учитель, охранник, медсестра и работники столовой — это все, кого он видит в школе. Плюс мама, папа, дедушка и бабушка с их профессиями. Вот, собственно, и всё.
При этом многие в подростковом возрасте погружаются в виртуальный мир, проводя всё свободное время в гаджетах. А с ними реальность, в том числе профессиональная, становится далёкой.
Именно поэтому так много ребят, поступив в университет и проучившись там какое-то время, понимают, что выбранный наспех профиль им не подходит совсем, и начинают обучение «с чистого листа». Как следствие, теряется время на развитие себя уже в карьере.
Корреспондент aif.ru поговорил о нелёгком выборе профессии, волонтёрстве и гаджетозависимости с тремя десятиклассниками из Находки, Томска и Челябинска — победителями Всероссийского урока профориентации флагманской образовательной программы БФ «Система» — «Лифт в будущее».
Больше экскурсий на предприятия
— Ребята, вы уже решили, кем стать?
Мария Филимонова, Томск:
— Я мечтаю связать свою жизнь с режиссурой и даже начала готовиться к вступительным испытаниям в университет. Немного волнуюсь из-за творческого экзамена, о ЕГЭ так сильно не беспокоюсь. Хочу учиться в Москве или за границей.
Максим Орешин, Челябинск:
— Ещё не знаю. Уверен только в том, что моя будущая профессия будет связана с чем-то творческим и интересным. Я скорее гуманитарий, чем технарь.
Елизавета Полошевец, Находка:
— Собираюсь посвятить себя юриспруденции. В этой сфере работает дядя, что даёт некую уверенность в том, что у меня тоже всё получится. Окунаться в неизведанное сложно и, честно говоря, страшно, поэтому другие профессии не рассматриваю.
— Как вы считаете, что может помочь школьнику выбрать профессию?
Мария Филимонова, Томск:
— Во-первых, нужно ориентироваться на то, к чему лежит душа. Во-вторых, если понял, что тебе что-то особенно интересно, следует копнуть глубже и ответить себе на вопрос: «Хочу ли я этим заниматься всегда?»
Как я уже сказала, мне интересна режиссура. Я регулярно участвую в онлайн-курсах, связанных с кино. Там мне удаётся познакомиться с людьми и получить новые знания, которые непременно помогут при поступлении.
Я думаю, что у школьников масса возможностей узнать о профессиях больше. Например, можно участвовать в профориентационных экскурсиях на предприятия. Правда, к сожалению, подобных экскурсий для ребят, мечтающих стать режиссёрами, я не встречала. Если бы они были, воспользовалась бы с удовольствием. Зато без проблем можно поработать актёром массовки или «хлопушкой» на съёмках. Это бесплатно, но приносит хороший опыт.
Максим Орешин, Челябинск:
— Профмероприятия, проводящиеся в школах, помогают ученикам определиться с будущей профессией, поэтому в них обязательно нужно участвовать. Я стараюсь не пропускать ни одно из них. Кроме этого, в силах каждого школьника изучить всё, что связано с построением карьеры, в интернете. Главное — желание.
Елизавета Полошевец, Находка:
— Определиться с тем, кем хочешь стать, помогают профориентационные программы. Здорово, что школьники могут походить по предприятиям, пообщаться с их руководителями и выделить для себя что-то важное. Это даёт больше уверенности в собственных силах.
— Многие подростки хотят стать блогерами и в целом много времени проводят в социальных сетях для развлечения, а не изучения чего-то полезного для будущей профессии. Были ли у вас подобные мысли и как часто вы «зависаете» в виртуальном мире?
Мария Филимонова, Томск:
— У меня нет собственных страниц в соцсетях, да и вообще я не фанат интернета. Моё хобби — рисование, и лучше я посижу с холстом и красками, чем потрачу драгоценное время впустую. Но некоторые аккаунты, связанные с кино, я просматриваю.
Максим Орешин, Челябинск:
— Блогерство приносит хорошие деньги, но я отношусь к нему исключительно как к хобби. Ребята много времени посвящают интернету, потому что это их увлекает. Сложно оторваться от просмотра какого-то глупого челленджа, даже если ты понимаешь, что смысла в нём мало.
Елизавета Полошевец, Находка:
— Уверена, что каждый когда-то мечтал стать блогером. Несколько лет назад я сама пыталась вести страничку в Instagram, но поняла, что это не мой путь. Честно говоря, не считаю блогинг серьёзной профессией. Это просто способ развлечь себя и других. В интернете сижу нечасто, моя задача — хорошо учиться, чтобы обязательно поступить на бюджет. Другие варианты не рассматриваю.
— Может ли волонтёрство стать карьерным стартом? Как думаете и как относитесь к этому виду деятельности?
Мария Филимонова, Томск:
— Оно здорово развивает социальные навыки и в целом полезно для общества.
Максим Орешин, Челябинск:
— Волонтёрство — это замечательно! Я сам волонтёр, организовываю в родном городе мероприятия для молодёжи. Новые связи, новые люди, новые идеи — всё это синонимы волонтёрства.
Елизавета Полошевец, Находка:
— Планирую поработать волонтёром этим летом. Меня интересует социальная сфера. Уверена, что этот опыт прокачает мои навыки общения, что будет очень полезен как для поступления в университет, так и для дальнейшей работы. Но посвящать этому всю жизнь, наверное, не хочу.
***
Марии, Максиму и Елизавете повезло. Как победители всероссийского урока «Лифт в будущее», главным призом которого стал профориентационный тур в Москву, они 25-27 апреля побывали на крупнейших предприятиях АФК «Система», встретились с топ-менеджерами и специалистами из разных профессиональных областей.
Но не у всех школьников есть возможность своими глазами увидеть работу крупных компаний и получить ответы на вопросы «из первых уст». Тем не менее каждый может поучаствовать в профориентационных мероприятиях в школе и на предприятиях, в днях карьеры и ярмарках вакансий, которые проводятся для молодёжи. Всё это поможет понять, какая из тысяч профессий ближе.