Разработать собственный технический проект или стать актёром в необычном театре можно уже в школьные годы. Что интересного происходит в дополнительном образовании?
Выбери свой квантум
В этом месяце Правительство РФ утвердило концепцию, посвящённую тому, как будет развиваться допобразование детей в ближайшие годы. К 2030 г. в России полностью обновится эта система. Будут созданы новые учебные места, во всех регионах детям будут выдавать сертификаты для бесплатного посещения кружков и секций, появится сеть технологических кружков для будущих учёных и инженеров, а в школах откроются музеи, театры, спортивные клубы и медиацентры. Но уже сейчас благодаря нацпроекту «Образование» школьники могут бесплатно обучаться по перспективным и востребованным направлениям.
Например, в регионах открываются детские технопарки «Кванториум», в том числе мобильные в малых городах и сёлах. Занятия бесплатные. Ребятам от 10 до 18 лет доступны 14 направлений обучения (квантумов). Современные лазерные технологии, нейротехнологии и искусственный интеллект, беспилотная авиация, программирование, 3D-моделирование — это лишь часть того, что предлагают технопарки. Сегодня открыто184 «Кванториума». А к концу 2024 г. их число достигнет 428, из которых 293 — на базе общеобразовательных организаций.
Так, в 2022 г. 49 детских технопарков примут учащихся в школьных зданиях. Логично возникающий вопрос — как там должны перестроить пространство, чтобы поместить у себя «Кванториум», хватит ли всем места? «АиФ» отправился в школу № 25 г. Калуги, где технопарк уже работает, и убедился, что вполне хватает обычных учебных кабинетов.Пять отремонтированных и переоборудованных классных комнаты — это химическая, биологическая, физическая, технологическая и гео-аэролаборатории с цифровым оснащением для изучения физики, экологии, химии, физиологии и биологии, цифровые микроскопы, генератор водорода, ноутбуки и планшеты, интерактивные панели, 3D-принтеры, наборы робототехники Lego EV3, VEX IQ, «Малина», «Йодо» и др., наборы для изучения технологий связи IoT, квадрокоптеры, лазерный и фрезерные станки с ЧПУ, паяльные станции, фотоаппараты, специализированное программное обеспечение и многое другое.
«Уникальность нашего „Кванториума“ в том, что в первой половине дня учебные кабинеты отданы под традиционное обучение, а после обеда они превращаются в школьные лаборатории для технического и научного творчества, — рассказывает директор школы Алексей Мокрушин. — Ресурсы технопарка мы активно используем в учебном процессе 5–11-х классов в первую очередь при преподавания химии, физики, технологии, биологии и информатики. Кроме того, оборудование позволяет обогащать формы проведения и других учебных предметов, например, окружающий мир, русский язык и литература, иностранные языки».
Преподавателями выступают как педагоги школы № 25, так и приглашённые специалисты. Для работы на новом оборудовании учителя прошли курсы повышения квалификации по каждому направлению, разработали дополнительные программы, создали методическую базу. По словам А.Мокрушина, налажено сотрудничество с калужским филиалом НПО им. С.А. Лавочкина, Калужским технологическим колледжем, Калужским коммунально-строительным техникумом. Сотрудники этих учреждений приходят в школу и преподают графический дизайн, робототехнику и инженерное мастерство. В штат преподавателей «Кванториума» входит отец одного из учеников: кандидат географических наук реализует направление «гео-аэро».
Испугаться — и сделать
По перспективным направлениям ИТ-отрасли дети могут бесплатно учиться в созданных по нацпроекту «Образование» центрах цифрового развития «IT-куб». «Кубов» открылось 126. В 2024 г. их число достигнет 340. Ребята 7–18 лет знакомятся с программированием, разработкой приложений для мобильных устройств, виртуальной и дополненной реальности, учатся программировать роботов.
В г. Коврове Владимирской области школьники, посещающие «IT-куб», получают такие навыки и знания, что завоевали призовые места в нескольких региональных конкурсах. К примеру, Егор Богданов занимается по направлению «Программирование роботов». Проучившись всего пару месяцев, он самостоятельно сконструировал рободинозавра, подключил к нему мотор, дистанционное управление — и динозавр стал двигаться. «Это мой первый опыт в конструировании, — говорит мальчик. — Когда преподаватель предложил воплотить в жизнь этот небольшой проект, я немного испугался. Потом подумал: „Почему нет! Это ведь круто!“ — и собрал динозавра. Направление по программированию роботов мне очень интересно. Люблю поковыряться в детальках и поработать за компьютером».
Найти ближайший технопарк «Кванториум» и центр цифрового развития «IT-куб» можно на портале научим.рф.
В полной темноте
До 2024 г. в каждой школе должны быть созданы театральный кружок и спортивная секция. «АиФ» встретился с руководителем одного из действующих 12 тыс. российских школьных театров. В школе № 2 г. Дмитриева Курской области он очень необычный — коллективов, которые работают в жанре пластического театра теней в стране крайне мало. Руководит театром «Зеркало» семья Девкиных — мама Ирина и дочь Дарья.
«Я сама училась в СОШ № 2, и мне всегда нравилось заниматься творчеством, — вспоминает Дарья Девкина. — Когда я поступила в вуз, хотелось и дальше помогать школе развиваться творчески. Поэтому сначала я помогла школьному хореографу ставить танцевальные номера, а затем предложила ребятам попробовать что-то новое — пластический театра теней. Идея понравилась, и мы начали вместе разбираться в этом виде искусства».
В коллективе занимаются подростки, но приходят и младшие школьники. Приветствуется хореографическая или спортивная подготовка ребёнка, но всё-таки главным преподаватели считают желание учиться и работать.
Для пластического театра теней необходима большая сцена, поэтому в школе оборудование «Зеркала» занимает практически весь актовый зал. Спектакли должны проходить в полной темноте. Так как большие окна зала пропускают много света, постановки здесь показывают только зимой, когда на улице рано темнеет. Чаще всего труппа выступает в районном доме культуры или ездит в Курск. «У нас большой,четырёхметровый экран, проектор, много одежды и реквизита. Когда мы переносим оборудование из школы в ДК, это выглядит как будто съезжаем из одной квартиры в другую», — шутит Дарья.
При подготовке репертуара взрослые работают над сюжетом, общей идеей и музыкальным сопровождением. Дети помогают рисовать и изготавливать реквизит, вносят свои предложения в сцены спектакля. Недавно в «Зеркале» закончили работу над «Сказкой о царе Салтане» по мотивам произведения А.С. Пушкина. В прошлом учебном году поставили «Красавицу и Чудовище». Кстати, именно с этим спектаклем театр победил в Большом фестивале детского и юношеского творчества в Москве, и несколько артистов получили награду — поездку в «Артек».