Планета в руке
«AQDAR» – это событие для педагогов, учащихся, родителей, разработчиков инновационных концепций и технологий, ежегодно проходящее в Абу-Даби. Российская делегация привезла большую экспозицию, вместить в неё постарались все ключевые достижения московского образования. А чтобы экскурсия была как можно нагляднее, её организовали в виде игры. Квест начинался прямо с момента регистрации. Пройти регистрацию предлагалось с использованием карточки или браслета известной каждому московскому школьнику системы «Москвёнок», позволяющей родителям контролировать проход в школу и питание ребёнка.
Далее гости выставки попадали в зону предпрофессио-нальных классов. Несколько последних лет один за другим образовательные комплексы столицы входят в проект, в котором подростки выбирают обучение в медицинских, инженерных и других классах и на раннем этапе определяются, подойдёт ли им та или иная профессия. «Зарубежные коллеги удивлялись, что специализированные классы полностью оборудованы техникой. Эмираты тоже пытаются двигаться по пути предпрофессионального и профильного обучения, но они в этом плане несколько отстают от опыта Москвы», – сообщил директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин.
Выставку посетили педагоги из разных стран, школьники и представители органов власти. Заинтересованность в технологиях Москвы высказал отвечающий за образовательную политику вице-премьер-министр ОАЭ, шейх Сейф бен Заид аль-Нахайян. Все эмоционально отреагировали на возможность проводить контрольные работы по разным дисциплинам в формате виртуальной реальности. На уроке астрономии, надев очки, их обладатель попадает в космос, где собственными руками расставляет планеты по орбитам. Придя на занятие по химии, ученик может виртуально провести опыт с веществами, с которыми нельзя было бы работать в настоящем школьном классе. Также эффектом присутствия обладают диагностики по биологии, физике, стереометрии и основам безопасности жизнедеятельности.
Зарубежных учителей привлёк проект «Московская электронная школа». Для выставки столичная делегация сделала англоязычную версию. Напомним, что в МЭШ сами учителя создают сценарии уроков, наполняют их таблицами, графиками, задачами, видео- и фотоматериалами. После отбора лучшие занятия публикуются в Интернете и ими пользуются все педагоги города, выбирая урок целиком или любой элемент из него.
Быстро и технологично
В рамках деловой программы Москва удостоилась чести выступать на сессии «Устойчивое образование для процветания страны». «Мы рассказали о стабильно развивающемся образовании, доступном любому школьнику вне зависимости от места его проживания, социально-экономических условий семьи и от многих других моментов. Качественное образование – для каждого», – рассказал Павел Кузьмин.
Пристальное внимание в ОАЭ уделили той части доклада, где описывалось создание крупных образовательных комплексов, включающих дошкольное отделение. Объединение школ и детских садов, позитивно зарекомендовавшее себя, в Москве началось в 2010 г., а в Эмиратах делает первые шаги. Кроме того, москвичей подробно расспрашивали о системе аттестации учителей и директоров школ. В ОАЭ для этого создаются большие комиссии, потому участников привлёк московский опыт: аттестацию город проводит быстро и технологично.
Программа саммита включала посещение образовательных организаций. Это и государственная школа для девочек, и частная школа, где учащимися называют детей трёх месяцев от роду. Московская делегация отметила для себя программы, нацеленные на позитивное мышление ребёнка, выработку у него адекватной самооценки. Этому есть место и в России, но в ОАЭ на данном аспекте делают акцент, программы встречаются повсеместно. «Мы можем адаптировать эти идеи и внедрять их в московских школах», – уточнил Павел Кузьмин.