Примерное время чтения: 6 минут
3743

Кадровый вопрос. Почему юристы-выпускники не могут найти работу

Юридические факультеты университетов традиционно считаются едва ли не самыми востребованными, ежегодно профессиональное сообщество пополняется молодыми специалистами. При этом далеко не все они могут сразу же найти хорошую работу.

Почему сегодня падает престиж профессии юриста, а также с какими проблемами приходится сталкиваться преподавателям и студентам в данной сфере, обсудили на пресс-конференции представители профильного сообщества и бизнеса.

Инженер вместо юриста

Проблем, с которыми сталкиваются педагоги-юристы и студенты, много. Так, в числе основных называют чрезмерно большое количество вузов, занимающихся подготовкой специализированных «узких» кадров. По данным статистики, сегодня треть от общего количества вузов страны выпускает дипломированных юристов. При этом качество их образования довольно сомнительно.

«Многие политехнические, ветеринарные высшие учебные заведения решили, что они имеют возможность выпускать высокопрофессиональных юристов. Я думаю, что государство должно навести в этом вопросе порядок, у нас есть в стране те вузы, которые зарекомендовали себя лучшим образом. И они находятся не только в Москве, понятно, что это МГУ, понятно, что это Академия им. Кутафина, МГИМО, РУДН в каком-то смысле. В Саратове есть хороший юридический вуз, в Томске. Если бы мы оставили на этом поприще только высокопрофессиональные и общепризнанные школы, думаю, потребность в высококвалифицированных юристах была бы обеспечена полностью», — отметил президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко.

В результате такой активности Россия стала лидером по своеобразной статистике — на 1000 человек приходится 1 юрист-выпускник. Для сравнения, в США данный показатель ниже: 1 новый профессионал в сфере юриспруденции на 7000 человек. И такие данные, считают специалисты, говорят о том, что юридическое образование в РФ часто выполняет функцию универсального общего.

Кроме того, немало претензий у экспертного сообщества есть и к качеству обучения по степеням. Так, например, студенты, закончившие вуз за 4 года, не могут сразу стать полноправными членами профессионального мира адвокатов и правозащитников. Равно как и специалисты других сфер, которые прослушали некий курс по юриспруденции и даже получили соответствующий сертификат на эту тему.

«То, что называется бакалавриат — 4 года обучения, с нашей точки зрения, это не совсем юрист. Мы сталкиваемся с такой проблемой, что к нам приходят инженеры, физики, химики по образованию, за два года они послушали очно-заочный курс. Это большая недоработка в сфере юридического образования. Проблем много, и я бы хотел отметить следующее. Государство обязано к этой сфере отнестись более внимательно. Она заслуживает тщательного ежедневного и скрупулёзного подхода, потому что миллион юристов для нашей страны — это очень много. У нас есть точки для качественного юридического образования, и эти точки нужно развивать», — заявил Юрий Пилипенко.

Факторы риска

У бизнеса к качеству знаний современных выпускников тоже есть свои претензии и пожелания. Так, например, заместитель генерального директора по правовым вопросам и член правления компании «Интеррос» Ольга Войтович, сама будучи юристом по образованию, отмечает, что говорить о совсем плохом качестве современного образования — «это сверх меры, так как не нужно всё усреднять и приводить к единому целому». Однако ряд определённых поправок ей как специалисту всё же хотелось бы внести. Во-первых, речь идёт о банальных и достаточно рутинных обязанностях юриста в компании, которым, как оказалось на практике, в вузах не особенно учат.

«Дайте студенту возможность приобрести необходимые навыки, которые он сможет использовать в абсолютно любой сфере на практике. Потому что, когда приходят юристы с дипломом ведущих вузов, и они не могут составить письмо, — это ужас. Их, по сути, этому не учат. Они не умеют составлять юридические заключения, то есть у них нет совершенно элементарных навыков», — отметила Ольга Войтович.

Немаловажной проблемой для представителей бизнеса становится и профессиональная этика «законников», которой тоже не уделяют должного внимания в университетах.

«Этот вопрос должен на практике решаться. Тогда мы сможем исключать или снижать факторы риска, когда юристы абсолютно ничем не связаны: они сегодня могут работать на одного клиента, а потом, получив некие конфиденциальные документы, доработать их против этого клиента. И это на самом деле проблема вузов», — считает Войтович.

Кроме того, Ольга Войтович уверена, что свои взгляды на обучение должны пересмотреть и преподаватели. Педагоги за рубежом относятся к своим студентам не как к ученикам, а как к коллегам. И это даёт им возможность говорить на равных и уважать мнение молодых специалистов, даже если те ещё только учатся. В результате обучающаяся молодёжь не боится высказывать своё мнение, участвует в спорах, где и рождается истина, и ведёт себя более свободно.

«Там студенты больше чувствуют уважение к себе и их собственному мнению. И я могу сказать как представитель работодателя, что, когда мы берём юриста, мы больше времени уделяем не столько повышению его квалификации, сколько умению отстаивать свою точку зрения, причём делать это в корректной форме и профессионально», — говорит Войтович.

Государство должно уделить особое внимание юридической сфере, считают эксперты: изучить проблемы, улучшить материальную базу вузов и сделать так, чтобы обучением занимались только специализированные учебные заведения. «А мы со стороны бизнеса, я думаю, сделаем всё, чтобы поспособствовать улучшению качества образования», — добавила Ольга Войтович.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах