Профессор Московского городского педагогического университета Борис Рыжов и его студенты проводят любопытное исследование, частью которого является экскурсия по Москве. Aif.ru присоединился к прогулке и узнал, какие эмоции вызывают те или иные здания у молодежи и в каких из них они бы хотели учиться.
Мы застали так называемую полевую часть масштабной работы. Гуляя в центре города по намеченному профессором Рыжовым маршруту, его студенты в гаджетах в специально разработанном приложении отмечали свои впечатления от строений в разных стилях. Всего в эксперименте принимает участие тысяча россиян из разных городов. Практическая ценность в том, чтобы понять, в зданиях каких стилей молодому человеку хотелось бы учиться, и передать эти пожелания архитекторам и чиновникам.
Театральную площадь профессор избрал начальной точкой небольшого путешествия. Большой театр — восьмиколонное здание в классическом стиле на Театральной площади, д.1. Для классицизма характерны пастельные тона, симметрия, строгость, лаконичность, пропорциональность. После ряда пожаров тот театр, каким мы знаем его сейчас, создал руководивший восстановлением Альберт Кавос. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Осипа Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге. Клодт украсил Большой театр квадригой, известной теперь всему миру.
С той же площади прекрасно просматривается здание в другом архитектурном стиле. Отель «Метрополь» (Театральный проезд, д. 2) — это модерн. Приглушенные цвета, текучесть линий, арочные двери и окна — все, что присуще модерну, есть в отеле. Крыша перекрыта стеклянным куполом, плоские светлые стены чередуются со стеклянными эркерами, по первому этажу отделанные гранитом арки. Фасады украшены 23 мозаичными панно. Самое большое из них — «Принцесса Греза» Михаила Врубеля.
Еще один архитектурный стиль, который запечатлен в центре Москвы, — конструктивизм. На Большой Лубянке, 12/1 стоит дом общества «Динамо». Строгость, лаконичность, читающаяся геометрия во внешнем облике, большие окна для попадания максимального количества солнечного света и т. д. Дом построили спустя десятилетие после Октябрьской революции. К тому времени конструктивизм с его максимальной простотой торжествовал.
Буквально на расстоянии вытянутой руки расположено здание ФСБ (ул. Большая Лубянка, д. 1). Нижние этажи отделаны серым гранитом, верхние — выполнены в желтоватом цвете, украшены пилястрами, на фасаде — медальоны и барельефы. Стиль строения — неоклассицизм. Как и в классицизме, используются симметричные формы, строгость пропорций, но налицо отказ от чрезмерной жесткости консервативного классицизма.
И, наконец, на Сретенском бульваре, д. 11 привлекает к себе взгляд офис нефтяной компании: разноуровневые параллелепипеды, сплошное остекление, наверху арт-объект из светодиодов. Здание разрабатывалось давно, в 1960-е годы, но с годами архитектурные замыслы менялись, и сегодня оно считается примером современного стиля.
По нашей просьбе первокурсница Ирсана Исраилова показала баллы, выставленные в приложении в ходе прогулки по Москве. Наивысшие получил отель «Метрополь». «Больше всего мне понравилось здание в стиле модерн. Очень красивое! Я поставила десятку, наивысший балл, — сказала девушка. — Здание нашего педуниверситета современное, симпатичное. А однажды я была в старом корпусе МГУ. Честно говоря, дух захватило! Думаю, если бы довелось слушать лекции в таких пространствах, это повлияло бы на меня. Впрочем, тот, кто хочет учиться, будет учиться независимо от того, что его окружает. Хотя подходящая обстановка — несомненно, плюс».
По предварительным данным, в рейтинге участников полевого исследования модерн и классицизм заняли первые строчки. «Архитектура в большей степени, чем любой другой вид искусства, влияет на формирующуюся личность, — полагает Рыжов. — Поэтому очень важно, какие здания нас окружают в жизни».