Библиотеки превращаются в современные медиацентры, в которых есть разные дополнительные услуги. А можно ли оставлять заявки на новые издания и сервисы? И если набирается, к примеру, несколько десятков заявок, то библиотека книгу покупает или услугу добавляет?
М. Афонькина
– По просьбам читателей библиотеки закупают электронные книги, помещая их на «полки» портала «ЛитРес: Библиотека». В нём уже собрано 15 тысяч изданий, включая произведения современных российских авторов, зарубежную классику, научную фантастику, профессиональные и технические книги. В 2018 г. наибольшей популярностью у читателей портала пользовался роман Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза».
Библиотеки стараются чутко реагировать на пожелания читателей.
Например, SMART-библиотека № 197 им. Ахматовой летом 2018 г. провела фестиваль для родителей по детскому билингвизму – как помочь ребёнку освоить несколько языков. Фестиваль вызвал большой интерес, маркетологи библиотеки отследили пожелания читателей, и сейчас здесь проходят регулярные занятия по английскому с носителем языка.
Аналогичная ситуация с популярной услугой SMART-няня. Прежде чем её открыть, в библиотеке провели фокус-группу с мамами района, определили оптимальное время работы и программу Центра раннего развития для малышей.
Постоянно расширяют ассортимент услуг и другие библиотеки Москвы.
В библиотеке № 160 в районе Бирюлёво Западное регулярно проходят кукольные спектакли, первый из которых состоялся по инициативе мамы одного из юных читателей.
Посетители библиотеки № 144 в Зябликове предложили создать клуб «Москвовед», и теперь её сотрудники регулярно проводят групповые экскурсии по интересным местам района и города в целом.
Меня заинтересовала информация о том, что в НИИ скорой помощи открывается школа восстановления после инсульта. Как она будет работать? И есть ли похожие школы для пациентов в других московских клиниках?
Л. Комарова
– На занятиях в Школе восстановления после инсульта сотрудники НИИ им. Склифосовского объясняют, на что необходимо обратить внимание после перенесённого инсульта, и отвечают на вопросы пациентов и их родственников. Врачи простым и понятным языком рассказывают, какие возможности открывает современная реабилитация, из каких этапов она состоит, когда её нужно начинать, с какими трудностями может столкнуться пациент и как их наиболее эффективно преодолеть.
Первое занятие в Школе восстановления после инсульта прошло 28 марта. Дальнейшие занятия планируется проводить примерно один раз в месяц. Анонсы предстоящих встреч будут размещаться в календаре дней открытых дверей в клиниках Департамента здравоохранения Москвы «Входите, открыто!»
Всё больше московских больниц открывают школы здоровья для пациентов и их родственников.
В ГКБ им. Кончаловского (Зеленоград) действует Школа восстановления после инсульта.
В Центре патологии речи и нейрореабилитации – Школа для родственников пациентов, перенёсших инсульт.
На базе отделения неврологии НИИ им. Склифосовского работает Школа дисфагии для пациентов с нарушениями функции глотания.
В ГКБ им. Иноземцева открыта Школа для родственников по уходу за тяжелобольными.
В ГКБ № 1 им. Пирогова работают Школа для пациентов, которым предстоит эндопротезирование суставов, и Школа боли, где проводятся лекции и мастер-классы по лечебной гимнастике при боли в спине и психологическим методикам уменьшения боли.
В ГКБ № 51 открыта Школа женского здоровья.
Вы написали в Твиттере, что будет разработан механизм, который позволит всем желающим размещать учебные материалы на портале МЭШ. А предварительная модерация будет? МЭШ же должна быть эталоном качества.
О. Сергеева
– Несколько дней назад мы открыли свободный доступ к библиотеке Московской электронной школы, а через несколько месяцев планируем дать сторонним пользователям право загружать в неё свои материалы. Учителя из других регионов страны, разработчики и просто все желающие смогут конструировать и размещать в библиотеке МЭШ собственные сценарии уроков.
Благодаря такой открытости МЭШ станет системой, которая будет постоянно вбирать в себя всё самое лучшее, что есть в каждой школе, у каждого педагога, в России и в мире.
Предварительная модерация всех загружаемых материалов является обязательной. Этой работой занимаются опытные учителя-практики, которые в течение 30 дней проверяют материалы на отсутствие научных, фактических и грамматических ошибок. Это обеспечивает безопасность контента, его научную обоснованность и практическую значимость.
И не стоит забывать, что все материалы библиотеки МЭШ проходят жёсткий профессиональный отбор среди коллег-учителей, которые либо используют их на своих уроках, либо нет. Авторы наиболее популярных материалов получают специальные денежные гранты, а неудачные материалы просто «опускаются на дно» библиотеки МЭШ.
Что такое добровольный квалификационный экзамен? И что он даст мне, студенту-программисту, если его сдам?
Ю. Мирошниченко
– Для начала расскажу немного о собственном жизненном опыте. Обучаясь в вузе по инженерной специальности, я сдавал экзамены по множеству замечательных дисциплин: от истории марксизма-ленинизма до сопромата и высшей математики. Но, когда пришёл работать на завод, оказалось, что обычный токарь гораздо больше меня знает, как настроить станок, подобрать металл и резец, как выточить деталь. Я, инженер с дипломом, чувствовал себя, мягко говоря, неловко, и пришлось, по сути, заново проходить азы.
Возможно, сегодня университетские программы стали более адаптированными к реальной жизни. Но вряд ли они идеальны. И в результате, приходя на предприятие или в организацию, многие выпускники вузов чувствуют себя далеко не первоклассными, а молодыми специалистами.
С другой стороны, я не помню ни одной встречи с руководителями предприятий, где бы они не пожаловались мне на отсутствие квалифицированных кадров.
Чтобы хоть немного поправить ситуацию, мы и придумали добровольный квалификационный экзамен, приняв участие в котором студенты бакалавриата могут получить независимую оценку своих профессиональных знаний и навыков.
Программа экзамена и оценочные материалы разрабатываются на основе реальных профессиональных стандартов и требований работодателей.
Испытания проходят в 2 этапа. Например, будущие разработчики мобильных приложений на первом этапе должны за 90 минут ответить на 70–100 вопросов онлайн-теста. На втором очном этапе команда из 3–5 человек должна за 60 минут придумать оригинальное мобильное приложение, отвечающее высоким требованиям информационной безопасности и совместимое с распространёнными корпоративными решениями.
Результат оценивают представители работодателей, которые внимательно наблюдают за участниками на протяжении процесса сдачи экзамена: от получения задания до его защиты перед экспертной комиссией.
Выдержать такой экзамен очень непросто. Например, в прошлом году на экзамен записались 2339 студентов, успешно сдали 159 человек. Но благодаря ему вузы и студенты получают уникальную обратную связь. Начинается работа над ошибками. Вузы и работодатели устанавливают прямые связи и совместно формируют образовательные программы.
Надеюсь, через несколько лет эта работа даст более качественную подготовку студентов, соответствующую нуждам реального производства. Выпускникам будет проще находить хорошо оплачиваемую работу, а работодателям не придётся их заново переучивать.
В 2019 году добровольный квалификационный экзамен проходит с 20 марта по 22 мая по 40 специальностям. Приглашаются студенты 3-4-х курсов бакалавриата.
Запись на экзамен и прохождение онлайн-тестирования на сайте dke.moscow. Практическая часть будет проходить в «Технограде» на ВДНХ.
Попробуйте свои силы. Это будет один из первых уроков взаимодействия с будущими работодателями, то, с чем вы столкнётесь в реальной жизни. Желаю, чтобы он был удачным. Но и отрицательный результат – это тоже результат. У вас ещё будет время исправить ситуацию и выйти победителем.
На заметку
Экзамен по направлению «Цифровые технологии» принимают по специальностям:
- Системный администратор
- Web-дизайнер и UX/UI-дизайнер
- Программист
- Веб-разработчик
- Менеджер по инновациям
- ИТ-аналитик
- Специалист по робототехнике
- Мобильный разработчик
- Специалист по информационной безопасности
- Специалист по САПР (CAD)