Примерное время чтения: 3 минуты
809

ДНК для школьников. В вузах страны открываются «Дома научной коллаборации»

Сюжет Национальные проекты

На базе вузов в стране открываются  центры «Дом научной коллаборации» (ДНК), которые дают возможность школьникам получить опыт работы над научными задачами вместе с настоящими учеными и внести собственный вклад в исследования. Создаются они в рамках нацпроекта «Образование».

Современная российская наука стремительно развивается. Только за последние несколько месяцев ученые в рамках Года науки и технологий запустили самый мощный в мире нейтронный реактор, провели десятки морских экспедиций и разработали несколько вакцин от коронавируса, эффективность которых признана во всем мире. Для того чтобы наука развивалась еще быстрее, важно обеспечить возможность еще в школе пробовать себя в роли ученого. В этом помогают «Дома научной коллаборации». По всей России функционируют 30 таких центров, в которых уже сейчас школьники разрабатывают собственные проекты.

Так, первый в России эксперимент по 3D-биопечати был поставлен учеными Ростовской области в ДНК, открытом на базе ДГТУ. Благодаря наработкам научных руководителей ДНК Сергея Чапека и Сергея Головина, которые легли в основу программы по биоинженерии, ученики смогли принять участие в научных исследованиях и разработке механизмов «Green bioprinting». «Green bioprinting» — это технология, которая похожа как на привычную печать на бумаге, так и на популярные сейчас 3D-принтеры, только разница в том, что печатают они живыми клетками. Биопечать начинает развиваться и в перспективе может быть использована в биотехнологических процессах, фундаментальных исследованиях в клеточной̆ биологии и в регенеративной медицине. Спектр применения создаваемых клеток широк: это и обеспечение кислородом в космосе, клеточная биология, воссоздание органов, механизм усовершенствования сырья для фармакологии и косметологии. Помимо решения фундаментальных и прикладных задач, 3D-биопечать клетками растений может быть использована в учебных программах в практическом образовании.

А в центре ДНК имени академика И. П. Бардина Вологодской области, который расположен на базе Череповецкого государственного университета, ребята первого года обучения уже создают собственные проекты и ведут исследования сразу по нескольким направлениям: искусственный интеллект и машинное обучение, физические процессы, аддитивные технологии, наносистемы и наноинженерия и биотехнологии. Ученик центра Роман Феофанов учится по направлению «Технологии беспроводной связи» и вместе со своим наставником разрабатывает систему геолокации, которая способна определять положение объекта в помещении с площадью 100 кв. м с точностью до 10 см. Сложность разработки заключается в том, что для обеспечения точной геолокации необходимо проведение множества измерений с их последующей математической обработкой, так как такой вид передачи волн подвержен влиянию различных препятствий. Ребята с направления «Геоинформационные технологии» участвуют в проекте Digital Generation, в рамках которого создают цифровой фотоальбом «Привлекательный Череповец». Основная задача фотоальбома — показать красоту и специфику города Череповца глазами школьников.

В Вологде, в центре ДНК им. С. В. Ильюшина ВоГУ, продолжается реализация общеуниверситетского проекта «КоманДА». Школьники г. Вологды под руководством педагога Евгения Олеговича Биловола и студентов-наставников Института математики, естественных и компьютерных наук занимаются разработкой таких проектов, как включение светодиода по хлопку, электронная линейка (она измеряет в разных длинах), электронный мерный стаканчик, датчик измерения цвета и система светодиодов, которая становится ярче при наступлении темноты.  Проект «КоманДА» преследует две цели. Первая, профориентационная, — помочь юным ученым в выборе профиля обучения и сферы будущей профессии. Вторая, методическо-содержательная, — приобретение навыков проектной деятельности и подготовка к самостоятельному ведению кейсов. Итогом работы команд станет проектная сессия, на которой ребята смогут презентовать и защитить свои проекты, а также получить экспертное заключение. По итогам сессии лучшие проекты будут направлены на конкурсы и олимпиады различного уровня.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах