Примерное время чтения: 7 минут
9668

Дать не рыбу, а удочку. Как выбирать программу профессионального обучения?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Не единственный в своём Мавроди 27/07/2022 Сюжет Национальные проекты
Фото: Агентство развития навыков и профессий

Для обучения новой профессии по национальному проекту «Демография» доступно свыше 40 тыс. образовательных прог­рамм.

Обучение проводят Томский государственный университет, РАНХиГС, а также Агентство развития навыков и профессий.

Конечно, перечни профессий в регионах отбираются под свою специфику – исходя из потребностей экономики и ситуации на рынке труда данной территории. И всё равно в каждом регионе остаются десятки и сотни программ для обучения профессии. Как выбрать из них ту, что позволит потом хорошо зарабатывать?

Строители нужнее косметологов

Если вы хотите работать по найму, а не на себя, то нужно учитывать, где именно требуются специалисты в вашем регионе, чтобы после учёбы не остаться просто с «корочкой», без работы.

«Мы наблюдаем дисбаланс между тем, что выбирают граждане, и что востребовано работодателями, – отмечает зам­гендиректора Агентства развития навыков и профессий, директор Академии Ворлдскиллс Россия Светлана Крайчинская. – Наибольшее количество заявок от граждан традиционно поступает по трём направлениям: сфера услуг (повара, парикмахеры, кондитеры, косметологи), творчество и дизайн, информационные технологии. А рынку труда нужны сварщики, электромонтажники, автомеханики и водители транспорт­ных средств. На эти профессии люди тоже приходят учиться, но чаще в том случае, если предлагается обучение с гарантированным трудоустройством. Однако если рассказать людям, какую конкретно зарплату может получать тот же электромонтажник или автослесарь, то совсем другая реакция».

По данным Ворлдскиллс, в прошлом году по строительным специальностям прошли обучение 4 тыс. человек, хотя мощности позволяли обучить до 35 тыс. Играет роль устойчивый стереотип, что на стройке всегда найдутся мигранты, с которыми сложно конкурировать, ведь они готовы работать за низкую зарплату, плюс работа слишком грязная и трудоёмкая. На самом деле сегодня стройка зачастую – это современное оборудование, механизмы, стройматериалы и условия труда.

 

Как привлечь швею

Какие ещё профессии востребованы во всех регионах? Это пекари, повара, воспитатели и учителя начальной школы, электромонтажники. В этом году многие регионы выбирают профессии сферы ИТ. Есть и региональная специфика. К примеру, в аграрных регионах это всё, что связано с агрономией, сельхозтехникой, цифровым земледелием. Есть и более узкая региональная специфика – обработка янтаря в Калининграде, оленевод-механизатор на Таймыре, прибрежное рыболовство в Приморском крае, промышленное садоводство в регионах Северного Кавказа.

А кто-то до сих пор уверен, что для облегчения трудоустройства нужно выбирать программы, которые ближе к высшему образованию, – менеджмент, управление персоналом и т. д. Это тоже не всегда так. Иногда стоит присмотреться к самым обычным профессиям. За последнее время труд во многих сферах кардинально изменился, как и зарплаты.

«В прошлом году мы столкнулись со сложностью набора людей на некоторые программы, – рассказала замруководителя Центра опережающей подготовки Томской области Елена Ненашева. – Например, у нас в регионе никто не хотел работать швеями. Мы встречались с людьми, спрашивали почему. Отвечали: грязный цех и мало платят. Тогда мы сняли видео­ролик о современном производстве: с какими материалами швея работает, на каком оборудовании, в каких условиях, сколько зарабатывает. После выхода сюжета стали поступать заявки на обучение этой профессии. И даже когда мы полностью реализовали квоту, люди продолжали звонить и проситься на обучение. Мы показали профессию изнутри – и это сработало, людям стало понятно, как можно научиться и заработать».

«Если местным жителям региона откликается сфера туризма и гостеприимства, есть смысл освоить это профессиональное направление и начать получать дополнительный доход, – советует председатель Архангельской региональной туристской ассоциации, основатель туристических акселераторов в регионах, эксперт в сфере управления туризмом Ольга Горелова. – Мы разработали программу «Организатор услуг в сфере туризма и гостеприимства» в рамках федерального проекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография». После её окончания выпускник сможет запустить своё дело – от проведения экскурсий для индивидуальных туристов до создания сувениров ручной работы или трудоустроиться в турфирме».

Тренд на удалёнку

Томский университет при разработке программ обучения ориентируется на то, какие специалисты требуются в тех или иных регионах, но при этом учитывает тренд на удалённую работу.

«Вот уже второй год подряд самые популярные программы для обучения – 1С-программист и дата-аналитик, причём записаться на любую прог­рамму несложно, – говорит директор Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости, руководитель Института дистанционного образования Томского государст­венного университета Михаил Шепель. – А сейчас мы видим также интерес к программам по делопроизводству и кадрам. Заявок поступает много, и центры занятости населения проводят профориентацию, чтобы помочь людям правильно определиться с направлением обучения, предложить им все варианты. Многих привлекает также обучение, которое помогает запускать свой бизнес, например, в хенд­мейд-сфере или в бьюти-индустрии».

Это подтверждает и директор Академии Ворлдскиллс Россия Светлана Крайчинская: «Из тех, кто завершил обучение в прошлом году, примерно треть стали самозанятыми. Они уже зарегистрировались в этом качестве и приступили к работе. Но в целом мы уже во все программы включили модуль самозанятости, на котором специалисты рассказывают о том, какие возможности даёт самозанятость, как организовать себя на самостоятельную профессиональную деятельность, как найти заказчиков и т. д.».

Кстати, самозанятые теперь могут работать не только в сфере услуг. Есть самозанятые интернет-маркетологи, столяры и даже сварщики и сантехники, и даже системные администраторы. «Значительная часть самозанятых – женщины. Все их отзывы сводятся примерно к следующему: «Мы никогда не думали, что так можно. Спасибо, что показали и помогли сделать первый шаг», – отмечает эксперт.

В любом случае участие в программе – это хорошая возможность бесплатно получить новую профессию или прокачать навыки в той, которой люди уже владеют, например, бухгалтеру пройти курс по аналитике, предпринимателю – по коммьюнити-менеджменту, а автомеханику научиться современным технологиям диагностики. «Содействие занятости – это классическая ситуация, когда людям дают не только «рыбку» в виде каких-то бонусов, а «удочку», чтобы они могли развиваться», – убеждён Михаил Шепель.

 
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах