Примерное время чтения: 9 минут
1930

Чему-нибудь и как-нибудь. Почему так плохо знаем естественные науки?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. Взять чек на душу 10/08/2022
Занятия по химии в «Московской электронной школе».
Занятия по химии в «Московской электронной школе». АГН Москва

На этой неделе должны быть опубликованы списки абитуриентов, которые прошли на бюджет в вузы по результатам ЕГЭ. Накануне появились слухи, что в ведущие университеты страны на некоторые специальности неожиданно возник недобор.

Многие из выпускников этого года предварительно подали свои документы, но испугались заоблачных цифр конкурсов и в итоге в последние дни перед зачислением предпочли заведения попроще. Топовым университетам пришлось снижать проходной балл и брать того, кто остался в надежде на чудо. Получится ли у вчерашних школьных хорошистов, а где-то и троечников выучиться на талантливых конструкторов, грамотных врачей?

Когда-то мы смеялись над шутками Задорнова о том, какие американцы тупые. И не заметили, как у самих выросли поколения, не знающие, что вокруг чего вращается: Солнце вокруг Земли или Земля вокруг Солнца. Как такое может быть в стране, которая ещё несколько десятилетий назад считала себя самой читающей, гордилась своим образованием и наукой?

Если судить по результатам ЕГЭ, особенно тревожно обстоят дела с предметами естественно-научного цикла. То есть с тем, что человеку ближе всего: биология, химия, география... Сравните: средний балл сдававших ЕГЭ по английскому в этом году был 73,3. А по биологии — 50,2, по химии — 54,3, по географии — 54,6. Почему так? Слишком усложнён экзамен или у нас швах с обучением по этим дисциплинам?

Коллаж АиФ

Что рождает хемофобов

«Химия — объективно сложный предмет. Это признано даже СанПиНом. Чтобы понимать химию, у ребёнка должно быть хорошо развито абстрактное, образное мышление. Он должен быстро считать, понимать физику. Здесь нельзя зазубрить, нужно мыслить, — говорит главный редактор журнала “Химия в школе”, председатель Общероссийской общественной организации учителей и преподавателей химии, к. п. н. Людмила Левина. — Но, несомненно, важны хорошие педагоги. Те, у кого были сильные учителя, как правило, разбираются в химии хотя бы на бытовом уровне. Но долгие годы из-за непрестижности профессии в педвузы поступали не самые лучшие выпускники школ, особенно в крупных городах. Теперь эти люди сами учат детей в классах. И чего мы от них хотим? Вот отсюда и растут ноги у окружающей нас хемофобии, например».

Хемофобия — иррациональная боязнь любых химических соединений. Люди, страдающие ей, нередко попадают впросак. То «ради сбережения природы» они отказываются от натуральной кожи и переходят на «эко», хотя производство кожзаменителей наносит гораздо больший вред планете. То чураются антиперспирантов, потому что там потенциально канцерогенные соли алюминия, и переходят на «природный безопасный дезодорант-кристалл» — по сути, те же соли алюминия.

«Я в таких случаях говорю: химия вредна тем, кто её не знает, — продолжает Левина. — Можно насмерть отравиться, решив почистить сантехнику, например. Или стать жертвой маркетинга, бегая от «Ешек» на этикетках и переплачивая за товары «без страшной химии».

Зато три физры в неделю

В пандемию хемофобы несколько поутихли — переквалифицировались, похоже, в специалистов по вакцинам и иммунитету. Самые жаркие баталии диванных экспертов последние года полтора разворачивались именно на антиковидных фронтах. Вирусы, работа органов и систем — в школьном курсе за это отвечает биология. Её сдавали хуже всего. До сих пор в соцсетях на странице Рособрнадзора сыплются жалобы родителей и учителей на то, что КИМы (задания ЕГЭ) выходили далеко за пределы школьной программы. Составители отражают нападки, мол, школьные программы разные бывают. Кто-то учится в общеобразовательных классах, а кто-то — по биологическому профилю. И вообще, хочешь учиться в серьёзном вузе — будь добр, подготовься углублённо.

Как бы то ни было, но сами учителя признаются: да, дело не только в усложнённости экзамена. Часы по предмету урезали так, что по разделам приходится проноситься галопом. Поняли дети, не поняли, записываем следующую тему. Странно ждать появления новых Мичуриных, если в пятом классе, когда начинается знакомство с наукой, физкультуры три урока в неделю, английского тоже три, а биология одна.

Посмотрите вокруг

«Если говорить об общей грамотности населения, то знания по биологии у нас не очень высокие, — подтверждает биолог Павел Глазков, автор блога “Каждой твари по паре”. — Но ведь такая ситуация сложилась уже очень давно, десятилетия назад».

Павел из увлечённых энтузиастов: бороздит леса под родным Петербургом, наблюдает за растениями, животными, рассказывает об увиденном в соцсетях, проводит уроки в школах по приглашению родительских комитетов и учителей. Его видеосюжеты смотрят сотни тысяч человек. Так что интерес к биологии у народа есть. А вот основы, фундамента не хватает.

«Ученики не знают элементарного, даже строения тела человека. Я уверен, что нам нужно кардинально менять подход к преподаванию естественно-научных предметов в школе. Зачем мы сразу сыплем на пятиклассников “строение клетки растения”, “строение клетки животного”? Бу-бу-бу, в лучшем случае с картинками из потрепённого учебника. Современных детей этим не заинтересуешь, — говорит биолог. — Начинать знакомство с наукой нужно с прикладных знаний: что за деревья у нас растут, что за птицы прилетают к кормушке. Что делать, если встретишь в лесу медведя? Чьи следы на снегу? То, что можно пощупать своими руками, увидеть своими глазами. Находить интересные, парадоксальные факты о живой природе и, начиная с неё, уже дальше нанизывать остальное».

Глазков подчёркивает: дело не только и не столько в баллах ЕГЭ: «Знания о природе родного края — это кирпичики, которые пробуждают в нас чувство любви к стране. Это очень серьёзно! Необходимы в школе уроки с выходом во двор: “Посмотрите, дети, эта трава называется так-то, вот так она цветёт, а вот на этом экземпляре мы видим уже сформировавшиеся семена”... Школьники узнают, что такое наше уникальное русское разнотравье, где присутствует более 200 различных растений. И как варварски его уничтожают, скашивая под ноль всю траву в городах. А когда такой ребёнок вырастет и станет директором управляющей компании, он разве разрешит доводить лужки и газоны до проплешин?! Между тем знаний о том, что нас окружает, вообще не дают в школе. И вот после того, как ребёнок пощупает природу своими руками, посмотрит на стрекоз на пруду, а не в учебнике, увидит захватывающий фильм о птице, гнездящейся в соседнем сквере, — вот тогда и можно рассказывать о строении крыла, что такое перья. Впрочем, заинтересовавшийся ребёнок накопает эту информацию сам, не дожидаясь урока».

Научный детектив от Павла Глазкова

Гнездо личинки насекомого, пенницы слюнявой.
Гнездо личинки насекомого, пенницы слюнявой. Фото: Commons.wikimedia.org

Кто «плюнул» на траву и как это связано с эликсиром молодости?

Многие из нас видели летом на траве белые пенистые комочки, как будто кто-то наплевал на растения. Что это?

(Ответ на этой странице внизу)

Ответы на вопросы

На самом же деле пенный комочек — это гнездо личинки насекомого, пенницы слюнявой. Раз в год, осенью, самка пенницы откладывает яйца на стебли растений, у основания листьев. Весной из яиц появляются личинки. Они начинают кормиться соком растения и выделяют жидкость, сильно сдобренную муцинами — веществами, придающими ей клейкость и тягучесть. Через крохотные отверстия по бокам брюшка — дыхальца — личинка вдувает в эту слизь порции воздуха. Любопытный факт: в настоящее время муцин используется в косметологии как средство для омоложения кожи! Так что слюна пенницы может претендовать на звание «эликсира вечной молодости».

(Из поста Павла Глазкова в группе «Каждой твари по паре»)

* * *

1 — зеленушка, 2 — чиж, 3 — голавль, 4 — язь, 5 — тимофеевка, 6 — ежа сборная.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах