Прошло первое заседание экспертного совета проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях». Данный проект создали в рамках исполнения поручения президента по итогам заседания наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей». Одной из тем было создание Центров компетенций на базе российских университетов.
Экспертный совет возглавляют министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев и генеральный директор президентской платформы «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров. В составе его ректоры ведущих российских университетов, заместители министров просвещения, труда и социальной защиты, цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, курирующих вопросы высшего образования, а также главы корпоративных университетов госкорпораций и представители бизнеса.
Центры оценки компетенций на базе вузов планируется открыть для реализации следующих задач: решения вопросов качества и объективности методов диагностики, оценки и развития универсальных управленческих компетенций и надпрофессиональных навыков у студентов и молодежи, а также их применимости и востребованности у работодателей.
«Одним из самых главных наших достижений я считаю совместную работу с Минобрнауки России и российскими вузами по запуску Центров компетенций. Работа уже идет полным ходом. Так, соглашения о сотрудничестве подписаны с 38 вузами, на очереди еще 18. А всего в 2021/2022 гг. мы планируем открыть более 25 Центров компетенций на базе университетов и «пропустить» через них порядка 150 тысяч студентов. На сегодняшний день в качестве предварительной апробации инструментов оценку компетенций получили 25 400 ребят. До конца этого года планируем довести эту цифру до 100 тысяч», — поделился генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей», сопредседатель экспертного совета Алексей Комиссаров.
В Центрах компетенций студенты будут проходить тестирование по оценке своих лидерских и управленческих навыков. После будет построен профиль каждого студента. На основании такого профиля обучающимся смогут предлагать необходимые образовательные программы. Проект затрагивает 16 регионов, а тестирование пройдут 150 тысяч студентов. Также в проекте будут задействованы 80 компаний и 10 базовых оценочных инструментов.
«Как нам сделать так, чтобы наш человеческий капитал стал драйвером экономики? Вот в чем наша задача. Нужно обратить внимание на нашу молодежь, на студентов и выпускников университетов, чтобы они выходили из университетов с багажом человеческого капитала, который мог бы двигать вперед наши технологии. Мы должны выстраивать интерфейс между университетами и работодателями. Прошедшие десять лет мы не обращали внимания на оценку и то, как этот интерфейс выстроен. В предыдущих программах развития университетов параметра востребованности выпускников современными работодателями не было. У нас были параметры цитируемости, число иностранных студентов и преподавателей. Все это надо. Но, на мой взгляд, самое главное — это востребованность работодателем, который формирует наше технологическое будущее», — поделился президент Российской академии наук и сопредседатель экспертного совета Александр Сергеев.
Важность студентов как будущей элиты страны подчеркнул Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования. «Университет — это одновременно инструмент выращивания национальной элиты — людей с высоким потенциалом, способных решать сложные задачи. На первое место мы ставим умение управлять сложными системами и проектами. В этом ключевой фактор успеха и страны, и организации, и личности. Должен самокритично сказать, что инструменты оценки в системе высшего образования существенно отстали от того, что давно уже придумал, разработал и использует корпоративный мир. Поэтому задача эксперимента не просто своевременна и благородна, но и крайне важная и для формирования широкого базового уровня компетенций, и для понимания отбора будущей элиты нашей страны», — отметил он.
«Надеемся, что от этого проекта выиграют все. Студенты получат возможность своего качественного развития по результатам оценки. Нет плохих оценок. Каждый профиль — это возможность для построения индивидуальной траектории и дальнейшего развития. Университеты получат качественных студентов и возможности для их развития — новые образовательные модули и программы и, как следствие, повышение конкурентоспособности. К работодателям придут новые подготовленные кадры, а государство получит новых граждан XXI века, у которых качественно сформированы и профессиональные и надпрофессиональные компетенции. Каждый создаваемый Центр, в том числе, будет нести важную функцию и для региона, он позволит сохранять и повышать качество человеческого ресурса, не отпуская его наружу, а оставляя у себя в регионе с предложениями максимально востребованных позиций и социальных лифтов», — рассказал руководитель департамента методологии и оценки АНО «Россия — страна возможностей» и ответственный секретарь Экспертного совета Дмитрий Гужеля.
Представители ведущих вузов России детально обсудили, как они планируют открывать Центры компетенций в своих университетах.
Ректор Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП) Михаил Балыхин рассказал о деятельности отраслевого центра оценки компетенций в сфере пищевых производств. Он отметил: «Университет сегодня — это полигон для формирования интеллектуального фундамента. А с другой стороны, это большой кластер для формирования возможностей коммуникации, самореализации и самоопределения».
Ректор Российского государственного социального университета (РГСУ) Наталья Починок отметила, что такие центры — это инструмент оценки и развития персональных, управленческих, лидерских компетенций именно в социальной сфере.
Об актуальности сетевого центра оценки компетенций в сфере высшего медицинского и фармацевтического образования рассказала ректор Уральского медицинского университета Ольга Ковтун: «Врачу необходимо выстроить диалог с каждым человеком, независимо от возраста, пола, состояния здоровья и социального статуса, поскольку врач всегда находится на первой линии контакта с человеком. Сегодня в отрасли здравоохранения остро звучит запрос на подготовку современного, грамотного, креативного управленца. Поэтому создание Центров компетенций мы считаем чрезвычайно важной и своевременной задачей».
Руководитель отдела аналитики департамента методологии и оценки АНО «Россия — страна возможностей» Екатерина Степашкина поделилась перечнем компетенций, которые представляют особый интерес для всех трех групп заинтересованных лиц — студентов, университетов, работодателей. «Во внутреннем исследовании мы хотели посмотреть, как сами студенты видят важные для себя компетенции, что видят работодатели как те, кто будет использовать результаты нашей работы, и было интересно мнение преподавателей как тех, кто взаимодействует на постоянной основе со студентами».
По ее словам, наибольший общий интерес представляют такие компетенции, как партнерство и сотрудничество, клиентоориентированность, планирование и организация, ориентация на результат, анализ информации и выработка решений, следование правилам и процедурам, коммуникативная грамотность, саморазвитие, лидерство, стрессоустойчивость и эмоциональный интеллект. В списке учебных заведений, на базе которых планируется открыть такие Центры, 25 вузов в разных уголках страны.