Примерное время чтения: 7 минут
978

Увлечь учёбой. Победитель олимпиады для педагогов — о свободе решений

Учитель школы № 2065 Дмитрий Васильев.
Учитель школы № 2065 Дмитрий Васильев. Пресс-служба школы № 2065.

Заканчивается учебный год. В столице подвели итоги олимпиады «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка». В ней приняли участие 872 педагога из 350 образовательных учреждений Москвы. Одним из победителей назван учитель школы № 2065 Дмитрий Васильев. «АиФ» расспросил его о том, чем важен урок информатики для детей, которые и без этого не выпускают гаджеты из рук.

Детей нельзя уравнивать

— Дмитрий Васильевич, вы работаете педагогом первый год. Это школа, в которой вы сами учились, а директор была вашим классным руководителем. Не странно ли ощущать себя в другом качестве, ходя по тем же коридорам?

— Ноги, конечно, помнят. Но с учительской стороны всё ощущается совершенно иначе. Больше ответственности: не побегать по школе, не сбежать с уроков. Шучу, конечно.

— Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, чем занимаются их дети на школьных уроках информатики.

— Я веду уроки в 10-х — 11-х классах, поэтому у нас всё серьёзно. Вовсю изучаем программирование, компьютерную безопасность, графический интерфейс. Смысл предмета — в том, как дать набор теоретических знаний в различных сферах информатики и найти им практическое применение, выполнить реальную задачу, получая знания в процессе. Также важно учитывать интересы ребёнка. Дети разные: кому-то понравится разрабатывать мобильные приложения, кто-то захочет верстать сайты или попробует свои силы в компьютерной безопасности и криптографии, а кто-то — гуманитарий. Далеко не всё представлено в учебной программе достаточно глубоко, заранее невозможно угадать, каких детей что увлечёт, поэтому в течение учебного года делаются точечные отклонения в те сферы, к которым ребята проявляют особый интерес. 

Д. Васильев
Учитель школы № 2065 Дмитрий Васильев. Пресс-служба школы № 2065.

— По словам организаторов педагогической олимпиады, победители показали нестандартные подходы в преподавании. В чём ваша педагогическая нестандартность?

— Наверное, я даю больше свободы ученикам на уроках и в проектах, разрешаю им ошибаться, самостоятельно исправлять ошибки. Пусть «набивают шишки» в школе, тут можно. И у меня индивидуальная траектория для каждого ученика, пусть это и сложно. Нельзя всех уравнивать, давать одинаковые задания и надеяться на хороший результат. В этом плане компьютерный класс даёт много возможностей для персонализации заданий. Например, существуют разноуровневые задачи с проверкой. Дети выполняют то, что им по силам и по душе, да и я не провожу много времени за проверкой 32 вариантов.

У ребят всё получилось

— Почему вы решили стать учителем?

— В студенчестве я подрабатывал репетитором, у меня хорошо получалось объяснять детям сложные вещи понятным для них языком. Когда устроился работать в школу системным администратором, о педагогической карьере даже не задумывался. Потом прошёл подготовку — и сам не заметил, как стал учителем старших классов.

— Каким образом, по-вашему, можно заинтересовать подростков учёбой?

— Мне повезло преподавать информатику и программирование. Эти технологии окружают ребят постоянно, и они сами этим интересуются. Моя задача — только поддерживать любознательность и развивать её. Если ребёнок спрашивает что-то не из программы, мы сядем и разберёмся, что это, зачем и как использовать. Недавно ребята делали проект, который позволяет убрать пропускную систему в школе и поставить камеру с распознаванием лиц. Их интерес подстегивало то, что это принесёт реальную пользу. В принципе у них всё получилось. Осталось решить вопрос с доступом к базе данных — и можно внедрять.

— Одно из заданий олимпиады «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка» состояло в том, чтобы со школьниками вы разработали проект. За что взялись?

— Нужно было придумать сервис для «Московской электронной школы». Мы с ребятами разработали и запустили прототип системы записи на школьные кружки и её администрирования. Упор был на удобство для пользователей. Важно, что этот проект делался для применения в нашей школе. Если система приживётся, то в дальнейшем можно будет внедрить её и в другие образовательные организации Москвы. 

— Какую работу в проекте выполнял учитель, а какую — дети?

— Идея состояла в том, чтобы дать ребятам пережить настоящие будни разработчика: составить техническое задание, распределить обязанности,пообщаться с представителем «заказчика» (с администраторами кружков и секций), выяснить, как те видят систему, выслушать их пожелания, внести свои предложения, ну и в заключение — реализовать сам проект. В основном мы устраивали мозговой штурм: предлагали и обсуждали идеи и способы их реализации. Иногда я не был согласен с ребятами, но в итоге решали они. Необходимо отдать им должное, был момент, когда они оказались правы. Гордость учителя — когда ученик его превзойдёт.

— Вы также преподаёте промышленное программирование ученикам 8-х — 10-х классов на курсах «Яндекс. Лицея», открытых в школе № 2065. Зачем нужно изучать его в школьном возрасте?

— Это программирование, используемое взрослыми разработчиками. Курс сложный, и далеко не каждый дойдёт до конца. Тут дети могут значительно улучшить свои навыки программирования, познакомиться с различными моделями и технологиями. Например, мы изучаем, как делать чат-ботов, работать с «Алисой», создавать веб-сервер. Мне кажется, это помогает понять, стоит ли связывать свою жизнь с IT-разработками.

— Первый год вашей работы — а тут коронавирус, дистанционное обучение. Сейчас вы преподаёте очно. Как вам оба варианта?

— С точки зрения восприятия материала очное обучение очень трудно заменить. Дети есть дети: бывает, отвлекались, баловались, нужно было их возвращать в работу. По другую сторону монитора сделать это сложнее. Иногда по плану скучные темы, однако без них нелья идти дальше. Тем не менее я всегда объяснял: да, тема непростая, но делать надо.

— Есть ли возможности у молодого учителя московской школы для повышения уровня преподавания? 

— Возможности есть всегда, было бы желание. Если ты постоянно не развиваешься в профессии, то профессионала из тебя не получится. 

— Победа в олимпиаде открыла вам путь на конкурс «Учитель года Москвы». Воспользуетесь этим правом?

— Что там делать учителю со стажем в один год? Лучше поднакопить опыта и идти за победой, а не просто поучаствовать.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах