Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова попывала в прямом эфире AIF.RU. Какие недостатки до сих пор существуют в новой форме аттестации школьников? С чем связаны главные страхи выпускников и их родителей? Как избежать провала на экзамене? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдёте здесь, а также в полном тексте онлайн-конференции.
Страхи, связанные с ЕГЭ
- К чему сейчас сводятся главные недовольства учащихся и учителей по поводу ЕГЭ? Ведь вам наверняка поступают сотни запросов?
- Я думаю, что среди, действительно, многочисленных вопросов, которые скорее требуют разъяснений и имеются на них ответы, волнуют ребят и родителей сроки получения результатов. Если сроки получения результатов не совпадают с ожиданиями, это вызывает тревогу.
Желание получить результат как можно скорее естественно. Напоминаю, что процедура, которая прописана в нормативно-правовой базе, связана с тем, что после обязательных экзаменов есть 8 дней на подведение результатов, 2 дня на доведение их до субъектов, а субъект дальше сам определяет срок доведения их до ребят. Как только результат доведен до ребенка, он в течение 2 дней имеет право размышлять, а не подать ли ему апелляцию. А уже когда подал апелляцию, в течение 3 дней должен получить на нее ответ.
Тревожит, что, мол, мне должны были дать результат, потому что пошел срок, чтобы апелляцию подавать. Я здесь разъясняю. Срок подачи апелляции идет с момента, когда результат получен. Это самая большая группа тревоги на данный момент.
Есть группа вопросов, связанных с апелляционными процедурами. Очень тревожит вопрос, а не станет ли результат хуже, если я подам на апелляцию? Может. Результат может стать хуже, если эксперты, которые оценивают в присутствии выпускника его работу, решат, что на самом деле балл, полученный за часть С, завышен. Тогда на апелляцию идут только те, кто абсолютно уверен, что то, что он изложил, оценено недостаточно высоко. Эти понимания, которые придут к ребятам с практикой, на сегодняшний день, когда экзамены практически закончились, когда есть возможность воспользоваться возможностью исправить свою оценку, подать апелляцию.
Нарушения
- Как вы оцениваете работу организаторов проведения ЕГЭ в 2009 году?
- В связи с этим хорошим вопросом, он из серии «а что я должна оценивать»? Что у нас оценивает федеральный центр, а что – субъект РФ? Не дай бог нам пуститься в разного рода оценивания результатов, из которых мы потом не выплывем. Много двоек – плохо, много хороших результатов – хорошо. За этим последуют такие административные меры, которые на самом деле тоже как медвежья услуга. Скажут тогда: больше отличников, хороших и лучших! Это приведет опять к тому, что будут отыскивать возможности обмануть эту объективную систему оценок. Хотела бы обратить внимание, что на сегодня оценить уровень подготовки организаторов напрямую должны субъекты РФ.
В Минобразовании принято решение вопросом августовских конференций поставить итоги проведения ЕГЭ в этом проекте. Я думаю, это очень важно, будет очень ответственный период. Есть, безусловно, некоторые факторы, слава богу, не субъективные, по которым можно оценить, что на сегодня подготовка организаторов ЕГЭ еще очень много не дотягивает.
Сам по себе факт: в процессе проведения экзаменов в режиме онлайн возникают контакты, форумы. Это означает, что у ребенка в аудитории есть телефон. То есть организаторы либо закрывают на это глаза на то, что он пользуется телефоном, либо он такой талантливый, что пользуется телефоном, а организаторы этого не видят. Все контакты, которые выходят на форум, как минимум фиксируются с точки зрения их выхода. А дальше весь анализ участников этого форума контактов будет предъявлен как нарушение действий организаторов в тех пунктов приема экзаменов, откуда выходили на этот форум.
«Надо научить детей отстаивать свои права»
- Один из читателей прислал нам вопрос: какими должны быть действия учащегося, в случае если во время сдачи ЕГЭ соседи по парте отвлекают его, пользуются мобильными телефонами?
- Нужно научить своего ребенка обратиться в ходе процедуры к организатору и привлечь общественного организатора, чтобы зафиксировать нарушение процедуры в этой аудитории, за чем должно было последовать выведение ребенка, который пользовался телефоном. Надо научить ребенка бережно относиться к условиям, которые ему нужны. Не ждать, что кто-то из Москвы приедет в эту аудиторию в этот момент и поможет ребенку постоять за самого себя.
Нужно учить детей отстаивать свои права и возможности. Если участник ЕГЭ видит нарушение со стороны других участников во время проведения ЕГЭ и тем самым ставит его в не равные с ними условия – это право надо учить отстаивать. Не только с точки зрения того, что пользуется телефоном и мешает. А с точки зрения: как это так, я сдаю то, что есть у меня в голове, а сосед сдает то, что есть у него в телефоне, а завтра мы в один вуз результаты принесем, это значит, что он поступит, а я – нет. Вот это право надо учить отстаивать. Это вопрос к организатору и к самим выпускникам. Это важная тема с точки зрения того, что нужно знать и изучать все права, которые у тебя есть, надо учить выпускников отстаивать эти права, а не воспитывать в форме ожидания, что кто-то придет и за него все сделает.
В этом смысле практика придет. В следующем году этого уже не будет, ребята будут оспоривать процедуру в соответствии с нормами в ходе экзамена.
«Мы же не идем в лабораторию сдавать кровь, выбирая ту клинику, где дадут нам результат, который нам нравится?! Так и с ЕГЭ»
- Прокомментируйте ситуацию в Ростове-на-Дону, когда родители сдавали ЕГЭ за учеников. Было ли это нарушение единичным случаем?
- То, что инцидент стал предметом административных наказаний и в дальнейшем уголовного дела, говорит о том, что так быть не должно и не будет. Что касается типичности и встречаемости нарушений.
Говорят, нет у нас таких преград, которых не научились бы преодолевать наши талантливые люди. Попытки преодолеть разные преграды, которые, с их точки зрения, встают на пути наших выпускников, такие попытки предпринимаются, и меры не то чтобы борьбы с ними - бороться с ментальностью человека, это не то, - это скорее мера осмысления того, что тебе нужно – объективная картинка,, что в голове у твоего ребенка, или опять на это глаза закрыть. Далее - то нужно нашей стране , объективная картина знаний, которые есть у нас, или опять будем возвращаться к замазыванию глаз, которое всегда было. В традиционной форме закрыть глаза на то, что он вообще ничего не знает, очень просто.
Это вопрос осознания того, что объективная картина знаний нужна прежде всего тем, кто сегодня пытается ее обойти: выпускнику, учителю, родителям. Мы же не идем в лабораторию сдавать кровь, выбирая ту клинику, где дадут нам тот результат, который нам нравится?! Я надеюсь, что мы к своим интеллектуальным способностям научимся относиться так же бережно, как к своему здоровью. В интересах каждого знать, какой у него объективный уровень усвоения программы, которую преподавали в школе.
Мы принимаем активные меры. Приняты изменения в Кодекс об административной ответственности, в котором четко прописываются все те наказания за нарушения, которые точно в ходе ЕГЭ были представлены. Наказание рублем и физлиц, и юрлиц, в условиях кризиса немаленькие, тоже остановят желающих заплатить деньги за свой неправильный, но очень желанный анализ.
Есть факты, когда у нас органы внутренних дел очень активно включились, то есть на уровне субъектов были заинтересованы в том, чтобы эти процедуры отслеживались. Сейчас, когда поймем и с регионами отдельно будем проговаривать, участники которых на форуме тусовались во время экзаменов, что означает, что у них телефоны были, - меры, которые были предприняты к тем, кто был организатором на этих пунктах приема экзаменов, я думаю, остановят в следующем году это желание во много крат.
«Мне не нужно сдавать ЕГЭ, я не заканчиваю 11-й класс»
- Многие читатели прислали вам один и тот же вопрос: «Любовь Николаевна, а вы сами пробовали проходить тесты ЕГЭ? Или ваши коллеги? Было бы неплохо протестировать весь Рособрнадзор».
- Было бы неплохо напомнить о том, что государственная итоговая аттестация – это уровень освоения образовательной программы на этапе выхода из общеобразовательного учреждения. Далее по всем закономерностям знания превращаются в умения и навыки. Правила, которые забываются, - появляется, например, грамотность письма является той результативностью, которую я с успехом могу предъявить. Мне не нужно сдавать ЕГЭ, я не заканчиваю 11-й класс. Технология оценки уровня образовательных достижений связана с тем, насколько этот объем знаний фиксируется по итогам 11-го класса. Для тех, кто поступает в вузы через год, ничем не изменяется правило. А как раньше было? Когда ты через год после школы, через два, ты тоже шел сдавать вступительные испытания, значит, ты год эти знания поддерживал или совершенствовал в надежде на то, что ты вступительные испытания через год пройдешь лучше, чем в прошлом году. Поэтому в этом смысле форма ЕГЭ ничего нового не внесла.
«Подготовка к ЕГЭ - усвоение школьного курса программы на протяжении обучения»
- Говорили, что в будущем школьник в любом году сможет сдать тестовую форму ЕГЭ, чтобы подготовиться к 11му классу. Так ли это?
- Система подготовки к ЕГЭ – система на самом деле порочная. Усвоение школьного курса программы на протяжение обучения и есть подготовка к ЕГЭ. Другой вопрос, что развитие тестовой культуры в нашей стране связано с тем, чтобы сам формат тестирования не вызывал мандража у тех, кто проходит тестирование, это важный вопрос, который мы пытаемся внедрять на разных этапах развития образования.
Так, например, в настоящее время проходит уже аттестация в новой форме с использованием тестовых технологий в 9-м классе. Далее мы предполагаем, что задачей государства является развитие условий для того, чтобы появлялись независимые центры, которые помогали бы детям развивать эту тестовую культуру. Но подготовкой ЕГЭ является само по себе знание содержания образования. По поводу пробного экзамена напомню, что он имеет предназначение не оценки уровня его знаний, а знания технологии.
Поэтому я недавно встретилась с тем, что большое количество разочарований связано с тем, что на пробном экзамене одно количество баллов, а здесь – другое. Как правило, на пробный экзамен берутся варианты достаточно упрощенные. Ничего в нем нет того, что действительно там, потому что задача пробного экзамена – не измерение знаний, а тренировка процедуры.
Я бы наших выпускников от этого желания и мании подготовиться, а для этого сдавать и сдавать, все-таки отвернула бы, а больше обратила бы их внимание к знанию школьной программы с одной стороны, и с другой стороны – к возможности осваивать тестовую культуру в разных формах. Это можно делать не только по предметам, по разным формам жизни, его достаточно в нашем интернет-пространстве.
Думаю, что выпускники и учащиеся владеют этой формой даже больше, чем их преподаватели. Это хорошо.
- Как вы можете оценить перспективы развития ЕГЭ и нашего образования в будущем?
- Вряд ли кто-то возьмется за такую оценку. Не дай бог чиновники начнут заниматься не исполнением того, что предписано законом, а размышлениями о том, насколько этот закон хорош. Тогда никакого порядка в нашей стране не будет. Поэтому даже если у меня есть личная экспертная точка зрения, она на самом деле на мной как чиновником исполнения функциональных обязанностей не влияет. Из этой точки зрения я хочу гордиться тем, что я чиновник, который четко исполняет свои функциональные обязанности. Я исполняю закон. Я же буду организовывать, считаю, что это тоже в моих функциональных обязанностях, широкую дискуссию, что общественность по этому поводу думает, профессионалы, и далее уже результаты обсуждения должны лечь в основу того, будут ли вноситься изменения в закон. Это не моя точка зрения. У меня может быть только сборная точка зрения тех, кто на сегодняшний имеет право ее иметь.