Добровольцы сетевого сообщества «Диссернет» не оставили камня на камне уже от сотен научных работ представителей так называемой российской элиты. Но нашёлся наконец человек, который не стал устраивать истерик и написал заявление в Высшую аттестационную комиссию (ВАК) с просьбой признать его степень кандидата наук недействительной. Герой - министр московского правительства А. Комиссаров. Последовать доброму примеру «диссернетовцы» предложили другим известным людям. Так, в работе кандидата экономнаук, министра транспорта РФ Максима Соколова нашли огромные куски из двух чужих диссертаций, защищённых раньше. Но представители министра ответили журналистам: диссовет СПбГУ не нашёл в работе никаких нарушений, вопросов к г-ну Соколову быть не может.
«Сами они списали»
Претензии касаются и Олега Митволя, политика и бывшего замглавы Росприроднадзора, - его кандидатской и докторской работ по истории отечественной журналистики, защищённых в скандально известном диссовете Московского государственного педуниверситета. Слишком уж бессовестно на этой «помойке» торговали учёными степенями. Обе работы г-на Митволя огромными кусками совпадают с диссертациями, защищёнными раньше другими учёными. Но «автор» не сдаётся. «По какому праву меня называют вором? - возмущался Олег Митволь в разговоре с «АиФ». - Воровство может установить только суд. Надо ещё разобраться, я у этих учёных списал или они у меня!» «Несознанку» и возмущение г-на Митволя можно понять. За несколько лет он уже успел сам выступить научным руководителем или оппонентом ряда таких же странных работ. Речь, например, о бывшем премьер-министре Чечни, а ныне топ-менеджере РЖД С. Абрамове, нынешнем замглавы Минприроды Р. Гизатулине. Но больше всего г-на Митволя возмутила... его фотография: «Я разрешения на публикацию не давал! И кто они вообще такие? Оценивать мою работу могут только эксперты!»
Ох уж эти эксперты... Вокруг них разгорается сразу несколько скандалов. Российская государственная библиотека (Ленинка) впредь отказалась проводить свои экспертизы «научных» работ. Последней оттуда пришла рецензия на диссертации нескольких человек по запросу депутата Дмитрия Гудкова. Экспертизу провели ещё летом, результат прислали в Думу. Но в январе этого года в Ленинке перепугались и заявили: ничего Гудкову не слали, а запросы от депутатов вообще не принимают. Удивлённый Гудков предъявил и запросы, и ответ библиотеки с печатью и подписью. На что Ленинка на голубом глазу ответила почти цитатой из известного фильма: «Не отрицаем, демоны были. Но уже самоликвидировались». Дескать, первая «сопроводительная» страница экспертизы, где стоит печать и подпись, настоящая. А всё остальное юридической силы не имеет!
Второй скандал и вовсе имел эффект разорвавшейся бомбы: ВАК опубликовала новые списки своих экспертных советов. «Эти советы, по сути, - высший арбитраж в соответствующих научных областях, - пояснил «АиФ» публицист Сергей Пархоменко. - Им предоставлено право разбираться со спорными ситуациями, рассматривать жалобы, определять правых и виноватых. Но советы ВАК оказались просто битком набиты «героями» наших экспертиз. Там есть люди, которые стали научными руководителями или оппонентами в десятках фальсифицированных диссертаций. Там есть люди, которые годами трудились на самых грязных «диссероделательных» фабриках».
Круговая порука
Таким раскладом возмутился и официальный Совет по науке при министерстве: «Российская научная общественность могла ожидать, что в новых составах экспертных советов ВАК не окажется людей, которые скомпрометировали себя...» Проблему признали и в самом Минобрнауки. В интервью газете «Коммерсантъ» министр Дмитрий Ливанов на днях заявил: «Началась эта история с диссертациями не с политиков, а в самой профессиональной среде, когда защищались абсолютно пустые, не содержащие новых результатов и вообще не имеющие отношения к науке диссертации... Потом ряд людей, которые вообще не имели никакого отношения к научной деятельности, почему-то решили, что престижно быть обладателем учёной степени. Бизнесмены, политики, депутаты - им стали предлагать за деньги такую услугу... По нашим оценкам, 250-300 советов (диссертационных. - Ред.) занимались этим на систематической основе».
Между тем в своём заявлении Совет по науке при Минобрнауки отметил и ещё одну очевидную вещь: «Не требуется дорогостоящей экспертизы или заключений ведущих учёных, чтобы увидеть дословное совпадение многих страниц текста с диссертациями, защищёнными значительно ранее».
Но сам министр Ливанов пока дует в ту же дуду: оценивать научные работы могут не какие-то добровольцы, а только официальные эксперты - те самые, из ВАК. Но и они по действующим правилам могут проверять лишь работы, защищённые в течение последних 3 лет. Почему? Дескать, как же теребить людей, чьи работы уже превратились по истечении этого срока в «настоящие», какими бы липовыми они на самом деле ни были? О необходимости соблюдать эти правила твердят и сами «диссертационные хитрецы». Хотя речь не идёт даже о штрафах - всего лишь о восстановлении справедливости и отзыве степени.
Правило о 3-летнем сроке выпестовано теми же «выдающимися учёными» где-то в недрах правительства и оформлено постановлением за подписью Дмитрия Медведева. Под обращением к премьеру насчёт отмены этого срока уже подписались более 600 членов независимого Общества научных работников - 8 академиков, 20 членкоров, почти 200 докторов и около 300 кандидатов наук. Это вселяет оптимизм: в России есть ещё настоящие учёные, а не только «остепенённые» изворотливые хитрецы. Долго ли ещё последних будут покрывать в правительстве?