Примерное время чтения: 9 минут
14234

100 долларов в каблуке. Кажется чиновники забыли, что в школе есть дети

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Какое будущее у Сибири? 01/09/2021
В «несредней» школе скучно быть не должно.
В «несредней» школе скучно быть не должно. АГН Москва

«Чиновники не знают, что в школе есть дети», – считает Александр Попов, директор челябинского лицея № 31, входящего в топ-25 лучших школ России.

Он любит режиссёра Параджанова, певца Оболенского, клоуна Попова, поэтов Цветаеву и Мандельштама. Педагогическую проблему может разложить, руководствуясь таблицей Менделеева. Принимал у себя в лицее трёх министров образования. И считает, что министра образования страна должна выбирать, как президента.

Цена слова

Мария Карелина, «АиФ»: – Александр Евгеньевич, 1 сентября в России – День знаний. В наш век, когда любую информацию можно найти в интернете, а искусственный интеллект вот-вот подвинет человеческий, знания по-прежнему являются главным капиталом?

Александр Попов: – Когда случаются мировые катаклизмы – пропадает всё: счета в банках, звания, регалии, технологии. Не пропадут только знания. Они бессмертны. Молодой Маркс и Энгельс жили под девизом: «Пока мы молоды – мы не пойдём по среднему пути». 

– Что такое «средний путь»?

– Вот я иду по улице и читаю вывески: «Средняя школа», к примеру. Там изучают то, чего нет на свете, – среднюю скорость, среднее арифметическое, среднюю линию треугольника… Я своих учителей учу не быть «средней» школой, учить больше, глубже, чем положено по нормативам.

– И как, удалось сделать «­несреднюю»?

– Когда стал директором в 1990 г., сказал, что из нашей школы будут выходить чемпионы мира. Все хихикали. Сейчас 22 чемпиона мира (золото и серебро на крупных международных соревнованиях, локальные китайские и румынские не считаю). Детей на Земле несколько миллиардов. Пытаюсь доказать, что мои – лучшие. А школа – не средняя. Школа должна дать один-единственный навык – научить детей читать. Больше ничему не надо учить.

– А считать?

– Калькулятор посчитает. Я перестал при приёме в 5-й класс давать математические задачи. Даю задачи, текст которых надо осмысливать.

– Например?

– «У папы квадратный возраст. А у мамы возраст – это произведение цифр возраста отца. У сына – произведение цифр возраста матери, у дочери – сумма цифр возраста матери. Сколько лет каждому члену семьи?» Ребёнок говорит: 58. Я обращаю его внимание на словосочетание «квадратный папа». Он говорит: «Да это он в плечах квадратный». Всё, мы расстаёмся.

– А какой правильный ответ?

– Папе или 1, или 4, или 9, или 16, 25, 36, 49. Но признаки делимости или как рационально складывать – этому можно научить. А когда за 4 года ребёнка не научили читать, что я с ним буду делать? Мы с шестиклассником, например, сегодня искали «центр тяжести» текста.

– Это же понятие из физики.

– Да. Но мы искали главное слово. И я ему привёл в пример такую историю. Когда-то одна известная фирма, производящая газировку, была финансово несостоятельной. К ним пришёл еврей и сказал: «Я готов сказать одно слово, и у вас хорошо пойдут дела. Но это слово стоит 10 тыс. долл.». Там долго не соглашались, но потом сдались. Это было слово «бутилировать». Они газировку выпускали только в больших объёмах, а стали в разных. И пошли продажи. Слово оказалось центром тяжести этой проблемы. 

Как уважать себя заставить?

– Человек по мере развития цивилизации умнеет или глупеет?

– Вот я поставил в школьном дворе памятник Дон Кихоту Ламанчскому. В интернете стали писать: почему это он увековечил не челябинца, а иностранца? Два раза Дон Кихоту сломали пальцы на ногах. Сейчас стоит без руки. О чём мы говорим?! Умнеет человек?

– А в царское время было правильное образование?

– Много было толкового. В одну руку надо дать религию, в другую – ремесло. Всё равно, какая религия. Они все нравственные. Корзины плести, плитку выкладывать, разбираться в верблюжьей шерсти – надо научить делать что-то лучше всех. Лучше всех в Челябин­ске маникюр делать, к примеру. И ты уже уважаемый человек. Ты не опустишься, потому что к тебе каждый день идёт уважение. А посмотрите на уровень дореволюционного учителя реального училища. Там были необыкновенные учителя. В этом году я много в больнице лежал, читал мемуары, в частности жизнеописания Деникина. «Найти среднее арифметическое всех хорд круга» – такое задание дал учитель математики в реальном училище будущему белогвардейскому генералу Антону Деникину. Деникин пишет, что решил задачу, и к нему учитель стал лучше относиться. Я протестировал своих учителей и учеников. Один десятиклассник (он сейчас в сборной России) решил. Преподаватель из ЧелГУ Сергей Воронин решает эту задачу 4 способами. Он мне сказал, что в математических кругах эта задача носит название «Задача Деникина».

– А вы сами её решить можете?

– Элементарной математикой не могу, только с помощью математического анализа.

А как учили языки! Сейчас мы один английский с трудом усваиваем, а в царской гимназии учили три современных иностранных и 2 древних!

Как-то в перестроечные времена журналист брал интервью у двух писателей – Юрия Бондарева и Леонида Леонова. Разговор шёл об интеллигенции. Бондарев, человек с высшим образованием, много говорил. И ничего не сказал. А Леонов, у которого за плечами лишь гимназия, сказал: «Интеллигенция – это такой озоновый слой. Его нарушишь – жди беды». И когда журналист удивился, Леонов объяснил: «Меня учили латыни. Я и мыслю по-другому».

– А к ЕГЭ вы как относитесь? Это катастрофа для образования?

– Нет. Просто нужно проводить его по уму. Исключить человеческий фактор. Ученик сел за компьютер, его отпечатки пальцев, его зрачок компьютер зафиксировал, и он не отрываясь работает. Закончил – ему тут же пришёл результат. Пусть компьютер скажет, а не человек. По литературе и истории не может быть ЕГЭ. А вот математика, физика, информатика, астрономия – запросто! 

«Сплошное лукавство!»

– За 50 лет педагогической деятельности вы какой главный вывод для себя сделали?

– Их несколько. Первый: чиновники от образования не знают, что в школе есть дети. Привожу пример. Команда из 22 программистов едет на Всероссийскую олимпиаду в Москву. Покупают нам билеты на поезд. Туда на поезде ехать нельзя, потому что ребята две ночи спать не будут – будут отрываться. Приедут одуревшие и ничего не напишут. Туда надо лететь на самолёте. А вот оттуда можно брать билет на поезд: они будут усталые и две ночи проспят. Я педагог. А чиновники – они забывают, что имеют дело с детьми…

Второй. Министра образования нужно выбирать всей страной, как президента, если мы хотим будущего! Он не должен быть случайным, не должен быть назначенцем, как сейчас.

– Школа к учебному году готова?

– Неприятно мне читать в соцсети про «родительские поборы». Сплошное лукав­ство! А когда вся страна отправляет деньги на лечение больных детей с помощью СМС – это что? Недофинансируется школа. Неужели кто-то ещё об этом не знает? Вот мне дали на ремонт здания 200 тыс. А у меня только один компьютерный класс стоит 2 млн. Где я нашёл эти деньги? Один выпускник в прошлом году стал долларовым миллионером, попал в список «Форбс» как самый успешный российский бизнесмен в возрасте до 30 лет. Он купил нам технику в Лос-Анд­желесе и привёз.

И разве непонятно, что специалистов такого уровня, которые попадают в список «Форбс», должны учить специалисты аналогичного уровня?

– Говорят, вы платите детям за решение задач.

– Я вывешиваю на сайте школы свои задачи. Кто решил – тому даю 100 долл. Почему не в рублях? Если в рублях – они потратят. А доллары надо менять, обменник искать. Это же педагогика! Я детям говорю: «Зашей в каблук». Есть те, кто решил две задачи. Они себя совсем уверенно чувствуют на таких каблуках. Задачи по 1 тыс. долларов ещё, правда, никто не решил. 

– Поощрение деньгами так важно?

– Да. Один банк пригласил меня почитать лекции для сот­рудников и подготовить им задачки. Я наобум назвал сумму гонорара – 100 долл. в час. Они согласились. И я заметил, насколько тщательно готовлюсь к этим занятиям.

Кто авторитет для наших детей?

Исследовательский центр «Ромир» составил рейтинг персон, которые являются авторитетами для российской молодёжи 14–21 года, живущих в городах с населением свыше 100 тыс. человек. Результаты оказались и ожидаемыми, и неожиданными одновременно: в топ-10 не попал ни один писатель, актёр, режиссёр, классический музыкант.

Нажмите для увеличения.
Нажмите для увеличения. 
Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах