Старые полигоны, которые по планам правительства должны были прекратить работу в предстоящий Новый год, получили отсрочку — их продолжат эксплуатировать. Проект приказа главы Минприроды, отменяющий предельные сроки эксплуатации старых свалок, размещен на портале для публикации разрабатываемых нормативных актов.
Выяснилось, что при немедленном закрытии старых свалок и полигонов, которые начали работать еще до 2019 года – момента начала «мусорной реформы» – в 26 регионах страны может случиться настоящий коллапс. Им будет негде размещать свои отходы, придется вывозить их к соседям, а это слишком дорого. Поднять же тариф за вывоз мусора, который платит население, можно лишь на величину инфляции, и дополнительные издержки это никак не покроет. Масса отходов, которые будет некуда пристроить при выводе из эксплуатации старых полигонов с 1 января 2023 года, как это было задумано изначально, составит 6,7 млн тонн в год. Это примерно 10% всех бытовых отходов, образующихся в России ежегодно.
«Правительство поддержало предложение регионов о продлении эксплуатации объектов захоронения твердых коммунальных отходов, срок действия которых прекращается 1 января 2023 года, с учетом графика ввода новых объектов обработки, утилизации и размещения отходов. Регионы должны ввести новые объекты в эксплуатацию и выполнить поручение президента о 100% сортировке отходов и сокращении захоронения в два раза к 2030 году. Дорожные карты о выполнении подписаны со всеми регионами. Решение о продлении эксплуатации таких объектов носит разовый характер», – объяснили в аппарате курирующего мусорную реформу вице-премьера Виктории Абрамченко. Там добавили, что новые даты закрытия старых полигонов будут прописаны в подзаконных актах, исходя из графика строительства новых мест для захоронения непереработанных отходов.
«Подобные допущения принесут непоправимый вред экологии нашей страны, – сказал юрист, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский. – Допускаю, в некоторых областях, где ситуация с вывозом и утилизацией отходов стала критической, можно точечным порядком рассматривать вопросы продления сроков функционирования отдельных полигонов. Но прежде следует провести их инспекцию и сделать экологическую экспертизу, чтобы понимать последствия такого шага. Также целесообразно провести мониторинг полигонов по всей стране и на его основе наметить план работ по обеспечению безопасной утилизации мусора. В первую очередь, следует организовать сортировку отходов, их сепарацию по видам в целях переработки, принять региональную программу по развитию производственной базы по утилизации, вторичному использованию переработанных отходов, обеззараживанию территорий».
Мест, где можно построить новые полигоны без нарушения требований экологического, санитарного и градостроительного законодательства, во многих регионах практически не осталось, считает Хаминский. Он приводит в пример столичную агломерацию. Попытка договориться о размещении полигона для захоронения отходов в Архангельской области, предпринятая несколько лет назад, потерпела неудачу — Поморье запросило такую сумму компенсации экологического ущерба, что этот проект потерял всякую целесообразность.
«Изменение законодательства как следствие невозможности разобраться с накопленными недоработками точно не приведет к желаемому результату, – уверен Хаминский. – Вопросы экологии можно решить, только если следовать долгосрочным планам и выполнять все предусмотренные ими мероприятия».