На встрече присутствовали руководители крупных стивидорных компаний, занимающихся перевалкой угля. «Если к 2020 году не перейдёте на наилучшие доступные технологии, будем вынуждены приостановить деятельность. Результатом совещания должно стать понимание цели: перейти в максимально сжатые сроки на закрытую перевалку угля, снизить негативное воздействие», — предупредил портовиков глава ведомства Дмитрий Кобылкин.
Возможно ли кардинально изменить ситуацию за оставшееся время, насколько целесообразен переход на закрытую перевалку, какие существуют эффективные способы борьбы с пылением и возможно ли достичь нулевого уровня выбросов загрязняющих веществ? Обо всем этом АиФ.ru рассказал Василий Богословский, почётный полярник, почётный работник морского и речного флота, генеральный директор Международного экологического фонда «Чистые моря», который уже много лет занимается проблемой загрязнения атмосферного воздуха в портовых городах.
АиФ.ru: Какие сегодня важные вопросы решаются в данной отрасли?
Василий Богословский: Практика показала, что проблема «чёрного налёта на подоконниках» местных жителей комплексная и не является исключительной ответственностью стивидоров, занимающихся перевалкой пылящих грузов. В поисках виновника общественное мнение часто забывает про значительный вклад в загрязнение населенных пунктов от мазутных котельных и транспорта. Это неоднократно подтверждали исследования наших экологов в различных портовых городах. К тому же не стоит забывать, что анализ атмосферного воздуха на сегодняшний момент позволяет вычислить концентрацию взвешенных веществ, но какую часть составляет именно угольная пыль, определить пока не удавалось. Сегодня мы работаем над решением этой задачи с учёными Дальневосточного федерального университета, в котором есть уникальный прибор, способный выделить угольную пыль из общей массы.
Хочу отметить, что мы не новички в морской экологии. В настоящий момент в нашем профессиональном портфеле 25 портов, расположенных на территории Российской Федерации. Это и проектируемые, и строящиеся, и функционирующие объекты. В целом можно смело сказать, что мы знаем об экологии портов всё или почти всё.
Полтора года назад мальчик из Находки озвучил проблему угольной пыли во время прямой линии с президентом России. Тогда же и появилось поручение проработать вопрос установления требований к оборудованию морских терминалов, используемых для перевалки пылящих грузов. Возможно, для жителей той же Находки это пока не совсем очевидно, но хочу отметить, что за прошедшее время ситуация изменилась кардинально.
— В какую сторону?
— Знаете, во времена моей работы в Минприроды ведомство возглавлял Юрий Петрович Трутнев. И, когда подчиненные начинали его перегружать многочисленными графиками и цифрами, он спрашивал: «Вы мне скажите конкретно: за истекший период вашей работы в этом направлении стало лучше или хуже?» Ситуация в борьбе с загрязнителями изменилась в лучшую сторону. Основными участниками этой истории проделана огромная работа. С одной стороны, Росприроднадзор многократно усилил контроль за соблюдением требований экологической безопасности на морских терминалах. Ежедневно, без выходных и праздников, проводятся рейдовые мероприятия и мониторинг. Процесс перегрузки угля и применение систем пылеподавления почти на всех угольных терминалах теперь круглосуточно в режиме онлайн под неусыпным оком инспекторов.
Я совершенно точно знаю, что в поисках эффективных решений в борьбе с пылением стивидоры объездили ведущие порты мира. Наши специалисты-экологи помогали анализировать и адаптировать наилучшие практики в области экологической безопасности к российским реалиям.
Кстати, все эти инициативы начались задолго до начала формирования официального информационно-технического справочника НДТ. Так что технологии, которые еще только вносятся в документ, уже давно успешно применяются на практике портовиками. Более того, некоторые особо ответственные и экологически ориентированные стивидоры уже могут гордиться весьма красноречивыми показателями. Например, Мурманскому торговому порту всего за несколько лет удалось добиться снижения выбросов загрязняющих веществ в 4 раза.
— То есть решение проблемы пыления существует? Возможно добиться нулевого уровня загрязнения при перевалке сыпучих грузов в морских портах?
— Выход, как известно, можно найти из любой ситуации. Даже в борьбе с угольной пылью. Сегодня в арсенале портовиков действительно есть современные и проверенные методы снижения пыления — внедрение наилучших доступных технологий (НДТ). Это в первую очередь пыле-ветрозащитные экраны, туманообразующие пушки, мощная уборочная техника, зеленые буферные зоны и другое оборудование. Как профессиональные морские экологи мы считаем, что применение указанных технологий обеспечивает эффективность снижения пыления от 60 до 98%. Заявленный процент эффективности возрастает прямо пропорционально количеству примененных технологий при условии их профессионального применения.
Кстати, экологи фонда «Чистые моря» разработали целую систему правил, позволяющих довести уровень экологической безопасности морского терминала до максимума. Я говорю о системе добровольной сертификации «Экологический стандарт „Чистый порт“». На сегодняшний момент уже три стивидора решились добровольно пройти этот экзамен и получили знаки соответствия. «Чистыми портами» наши эксперты признали ООО «Восточная стивидорная компания», Акционерное общество «Дальмормонтаж», ООО «Стивидорная компания „Малый порт“». Надеемся, их примеру последуют и другие.
Теперь что касается ужесточения ответственности стивидоров-нарушителей, необходимость которой неоднократно подчеркивалась в ходе межведомственного совещания в Минприроды. Вероятно, здесь расчет на создание дополнительного механизма стимулирования стивидоров для скорейшего перехода на новые технические условия работы. Федеральными органами исполнительной власти уже направлено на согласование несколько проектов таких «мотивирующих» инициатив. В том числе предложение внести каменноугольную пыль в перечень загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию, а также усилить наказание за повторные нарушения природоохранного и санитарного законодательства РФ.
— Вы лично сторонник ужесточающих мер? Насколько они действенны?
— Вопрос непростой. С одной стороны, нельзя отрицать, что эти меры работают. К примеру, за полтора года с момента выхода поручения президента 10 стивидорными компаниями Находки, заключившими соглашения, на сегодняшний день приобретены 57 систем пылеподавления и установлено почти 3 километра пыле-ветрозащитных экранов. Активно устанавливаются габаритные подпорные стенки для угольных складов, защитные пологи для предотвращения загрязнения акватории моря при погрузке угля на суда. Заказано новое оборудование на сотни миллионов рублей.
С другой стороны, издавать новые запрещающие законы не всегда экономически выгодно и целесообразно. В 2014 году глава региона одним росчерком пера запретил строительство современных высокотехнологичных специализированных терминалов по перевалке пылящих навалочных грузов без применения оборудования герметичного типа. Даже не закрытого, а герметичного! При этом деятельность существующих портов, построенных по технологиям прошлого века, никак не ограничивалась новым распоряжением. На этом фоне рост добычи угля (как и увеличение объемов его транспортировки через морские терминалы) стремительно продолжался. Что мы получили в итоге?
За счет одного из принятых в Приморье законов была заблокирована реализация новых проектов: это порты Суходол, Вера и т. д. Сумма недополученных инвестиций в экономику страны исчисляется сотнями миллионов рублей! В разы увеличилась экологическая нагрузка на населенные пункты, расположенные вблизи портов, вынужденных увеличивать перевалку на имеющихся мощностях и устаревшем оборудовании. И, хотя на федеральном уровне этот нормативный акт не был принят, он по-прежнему действует в Приморском крае.
Ещё один практический пример лишь подтверждает, что необходимо быть очень аккуратными в вопросах нормотворчества, чтобы избежать казусов, подобных тому, что произошел не так давно в Находке. Транспортная прокуратура, руководствуясь ст.30 федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», обязала нескольких стивидоров при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с углём проводить мероприятия по улавливанию, утилизации и обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Но при всём своем желании и ответственности на практике портовики не могут исполнить это требование. По нескольким причинам. Во-первых, они не понимают, как это сделать, так как порядка и механизма организации работ по обезвреживанию выбросов для предприятий, осуществляющих перевалку угля в морских портах, не существует в российском законодательстве. Во-вторых, вероятнее всего, 20 лет назад норма писалась с расчетом на то, что выбросы, подлежащие улавливанию, утилизации и обезвреживанию, являются организованными источниками. Проще говоря, выходят через трубу. В проекции на угольную пыль (неорганизованный источник выброса) данная норма не может применяться. Ну невозможно надеть на огромную территорию, занятую под перевалку каменного угля, фильтр (как в случае с трубой). В-третьих, это человеческий фактор. Все-таки читать нормы закона необходимо осмысленно, а если недостаточно знаний об особенностях технологического процесса, то всегда можно обратиться за консультацией к специалистам.
Конечно, ситуация поправима. И мы, кстати, уже даже разработали эту методику планирования и осуществления мероприятий по улавливанию, обезвреживанию и утилизации выбросов угольной пыли при перевалке угля. Но нужно время, чтобы ее апробировать, скорректировать и внедрить. Невозможно в один миг выстроить защитную стену, построить очистные сооружения и обновить все оборудование в порту. Если угольная пыль не исчезла с подоконников жителей Находки одномоментно после поручения президента, это не говорит о бездействии экологически ответственных портовиков, тех, кто планирует работать в регионе и дальше. Мы знаем ситуацию изнутри. Большинство предприятий, осуществляющих перевалку угля, осознают необходимость принятия мер экологической безопасности. И на это тоже нужно время. Чтобы выявить, провести исследования, рассчитать максимально эффективное применение НДТ, закупить и установить оборудование.
Подводя итоги, считаю важным отметить вот что. С учётом прогнозирования увеличения экспорта угля до 200 миллионов тонн потребуются новые портовые мощности, соответствие которых всем природоохранным нормам и требованиям должно быть однозначно соблюдено.
На сегодняшний день для этого есть механизмы, есть технологии, есть практические результаты с максимальной эффективностью, есть желание и возможности свести уровень загрязнения при перевалке сыпучих грузов к нулю. Думаю, такой арсенал поможет справиться с поставленной задачей: максимально снизить негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения, проживающего вблизи действующих морских портов.