Для чего учёные хотят приучить коров «к горшку»?
Немецкие и новозеландские биологи доказали, что крупный рогатый скот можно научить испражняться в одном и том же месте. Проще говоря, приучить его «к горшку», или (если проводить аналогию с кошками) — «к лотку». Несмотря на кажущуюся комичность новости, она должна воодушевить экологов: исследование показывает, как можно снизить вредное влияние животноводства на окружающую среду.
Сельское хозяйство, и в первую очередь животноводство, считается одним из главных виновников повышенного содержания парниковых газов в атмосфере, а также загрязнения почвы и воды. В мире более миллиарда голов крупного рогатого скота (по приблизительным оценкам, 1,3 миллиарда), и все эти животные производят огромное количество мочи и навоза. Их отходы жизнедеятельности, помимо прямого загрязнения почв и водоёмов, способствуют гигантским выбросам метана, аммиака и оксидов азота. Экологический ущерб в результате поступления этих веществ в природу — парниковый эффект, вредоносное цветение воды, чрезмерный рост сорняков и водорослей и многое другое.
Международная группа учёных, которую возглавил Ян Лангбайн из Института биологии сельскохозяйственных животных имени Лейбница (Германия), задалась вопросом: а нельзя ли приручить коров справлять нужду не в чистом поле, а в специально отведённом для этого месте?
«Опорожнение в определённом месте (уборной) помогло бы решить эту проблему, оно позволит легко собирать и обрабатывать экскременты в более просторных сельскохозяйственных условиях, — пишут исследователи в своей статье, опубликованной в журнале Current Biology. — При мочеиспускании требуются самоконтроль и координация сложной цепочки действий, включая осознание наполнения мочевого пузыря, подавление экскреторных рефлексов, выбор уборной и преднамеренное расслабление внешнего сфинктера уретры. Попытки приучить скот к пользованию туалетом пока успешны лишь частично, хотя выделение ими экскрементов и связанный с этим нейрофизиологический контроль аналогичны таковым у видов, способных ходить в туалет».
Учёные решили начать процесс воспитания коров с юного возраста. Они отобрали 16 пятимесячных телят и разместили их на экспериментальном поле, где был оборудован «туалетный» вольер. Каждый раз, когда животное справляло нужду в унитаз, его вознаграждали лакомством из патоки или ячменя, которое подавалось из автоматического дозатора. Если же корова опорожнялась за пределами вольера, её обливали водой из шланга либо включали громкий звук в одетых на неё наушниках.
Как выяснили исследователи, 45-минутных сеансов обучения в течение 10 дней оказалось достаточно, чтобы 11 телят из 16 приобрели навык ходить в «туалет». Оставшиеся пятеро были более упрямы, но, по мнению учёных, их тоже можно приучить, если потратить на них время.
На следующем этапе эксперимента 11 наиболее способных животных поместили в условия, когда корове требуется преодолеть значительное расстояние, чтобы добраться до туалета. Учёные увеличили длину коридора, ведущего к уборной. 10 телят из 11 прошли и этот этап: сдерживая рефлексы мочеиспускания, они доходили до унитаза.
Авторы исследования не собираются останавливаться на достигнутом и хотят найти новые способы мотивировать коров ходить в туалет. Они надеются, что их работа поспособствует решению экологических проблем. Если приучить коров «к горшку» и впрямь так просто, то можно попробовать применить метод на практике. Теперь учёные займутся разработкой подходящих систем и механизмов. На больших агропредприятиях весь процесс обучения крупного рогатого скота и контроля за ним должен будет происходить автоматически.