Основная цель олимпиады — не столько проверить знания, сколько показать ребятам, как конкретные действия человека сказываются на природе. Так, в прошлом году площадь лесных пожаров превысила 10 млн гектаров, 90% возгораний произошло по вине людей. Это беспрецедентные цифры. Чтобы антирекорд не повторился, в ходе реализации нацпроекта «Экология» проводят экопросветительские инициативы для взрослых и детей. Одна из них — Всероссийская онлайн-олимпиада по экологии и окружающему миру.
«Большое дело всегда начинается с малого. Экологическое просвещение — с понимания, как себя вести в лесу, почему нужно сортировать мусор, беречь воду, рационально подходить к использованию полезных ископаемых, — говорит министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов. — Беречь природу — значит беречь жизнь. Это необходимо закладывать с детства: с первых шагов ребёнка, с детского сада, школы. Иначе ничего не выйдет — к каждому дереву и урне надсмотрщика не приставишь».
Учимся на практике
Всё, что нужно для участия в олимпиаде, — гаджет и выход в интернет. Чтобы успешно выполнить задания, пригодятся не углубленные знания, а логика и интуитивное понимание взаимосвязи между состоянием окружающей среды и действиями человека.
Участникам олимпиады предлагают решить не теоретические, а вполне жизненные задачи. Например, в задании «Пожар» нужно указать, как правильно потушить костёр и где можно в безопасности переждать лесное возгорание в ожидании спасателей. Суть задания — выбрать один из двух альтернативных вариантов действия. В кейсе «Реши проблему» ребёнку предлагают представить себя в роли мэра и принять управленческие решения в борьбе с лесными пожарами, которые вредят экосистеме города и здоровью жителей.
«Экватор» олимпиады неслучайно совпал с Днём экологических знаний, который отмечается 15 апреля.
«День экологических знаний, который проходит в нашей стране ежегодно, — важная и нужная инициатива, — уверен глава Минприроды России Александр Козлов. — Мы должны передавать знания. Рад видеть, что всё больше людей понимает, что о природе нужно заботиться, как о своём доме. Вместе мы сможем добиться того, чего никогда не сделаешь в одиночку».
Интерактивная экология
Волонтёры-экологи движения «Делай!» разработали материалы об актуальных экологических проблемах в нашей стране и о том, как каждый из нас может внести свой вклад в их решение. На их основе волонтёры и педагоги по всей стране проводят экологические уроки в школах.
«Первый экоурок в нашей области мы провели в ноябре 2020 года для студентов Тамбовского государственного технического университета. Тогда мы говорили о раздельном сборе отходов, — рассказывает региональный координатор движения „Делай!“ в Тамбовской области Максим Булгаков. — Даже в условиях ковидных ограничений старались проводить такие уроки с детьми в детских садах, школьниками и студентами».
Для каждого экоурока выбирается определённая тема: детям рассказывают несколько интересных фактов о проблеме, затем обсуждают её со слушателями, потом проводят мастер-класс и экоквиз.
«Всё начинается с детства — будь то привычка закрывать кран, когда чистишь зубы, или сортировать отходы, — убеждён Максим Булгаков. — Можно бесконечно убирать мусор на улице, а можно научить людей выкидывать обёртку от мороженого в урну. Пусть это не так быстро, зато куда более эффективно».
В своей работе Максим придерживается трёх принципов. Во-первых, каждому ребёнку на занятии нужно давать высказаться. Во-вторых, экоуроки должны быть максимально интерактивными. И, в-третьих, важно качество, а не количество.
«Дети очень любят трогать, щупать, помять в руках — через тактильный контакт они познают мир, — говорит региональный координатор движения в Тамбовской области. — Мы тщательно готовим визуальный контент для выступления: от картинки за спиной педагога многое зависит. Всегда стремимся провести занятие так, чтобы у детей остались знания. А урок ради урока нас не интересует. Лучше провести качественное экопросвещение для 500 детей, чем прочитать лекцию для миллиона слушателей — просто для галочки».
Знания, которые останутся в памяти
В Тульской области экоуроки проводят с осени прошлого года — с тех пор это отдельное направление экопросвещения школьников и студентов в регионе. В этом году после занятия 7 апреля дети смогут принять участие в онлайн-олимпиаде: хороший способ сразу применить полученные знания на практике.
«Самое главное в экоуроке — это удивить и впечатлить ребят. Поэтому мы всегда стараемся найти необычные факты, которые точно останутся в памяти, — делится региональный координатор движения „Делай!“ в Тульской области Карина Сурина. — Очень важно подходить к занятию творчески и включать интерактивные моменты: экоуроки всегда сопровождаются красочными презентациями и играми».