Четырнадцатилетняя Кира Моргунова знает об инклюзивном и специальном образовании больше остальных. Ее школьная жизнь за 7 лет учебы сделала настоящий зигзаг: из обычной гимназии — в школу-интернат для глухих и слабослышащих детей, а потом — обратно в гимназию.
Сейчас у Киры 4-я степень тугоухости, пограничная с глухотой, и для того, чтобы учиться наравне с теми, кто слышит, ей приходится прикладывать намного больше усилий. У первоклашки Киры Моргуновой таких проблем еще не было. Первая степень тугоухости не помешала ей пойти в обычный класс гимназии подмосковного города Железнодорожный и получать звездочки за старательную учебу. Учителя в начальных классах обычно говорят громко, профессионально поставленным голосом, так что Кира слышала учительницу хорошо. Родители заметили что дочка даже надевает слуховые аппараты не на все уроки и успокоились — значит, с учебой проблем не будет. Кира прилежно училась, а ее глухота... так же прилежно прогрессировала. И во втором классе все изменилось.
Сначала некоторые одноклассники и учителя начали жаловаться на свист стареньких дешевых слуховых аппаратов, полученных по ОМС: «Это мешает классу и отвлекает других детей» Учительница диктовала, ходя по классу, аппараты свистели, реагируя на движение, и Кира на диктантах не слышала половину слов. Хорошие звездочки по русскому языку превратились в плохие оценки, и в конце второго класса Моргуновых поставили перед фактом: «Ваша дочь не может учиться наравне со всеми в обычном классе, а на переменах у нее проблемы с общением, потому что она не слышит одноклассников. Мы очень рекомендуем перевести Киру в школу-интернат».
Сейчас, с высоты своего опыта, мама Киры уже знает, что можно было отстоять право Киры учиться в гимназии. «А тогда мы, конечно, не спорили. Ведь учителя наверняка знают как лучше, правда? Даже если это школа в другом городе...»
Советы родителям, если ребенок с нарушениями слуха идет в обычную школу:
- Поговорите с учителями и родителями одноклассников и расскажите про основные правила общения с людьми с нарушениями слуха. Некоторые родители заранее делают специальные карточки, где кратко написаны такие правила, и раздают одноклассникам и учителям.
- Заранее обсудите с ребенком: как он будет вести себя на уроках и на переменах? Что ему может помочь в адаптации в школе?
- Обсудите с сурдологом настройки слухового аппарата и режимы их переключения, чтобы ребенок не уставал от дополнительного шума на переменах, а на уроках фокусировался на учителе, а не на посторонних звуках.
Киру перевели в специальную школу, и это изменило все семейное расписание. «Получалось так: мы живем в Железнодорожном, а интернат — в 50 километрах от нас, в Электростали. Дети там живут всю неделю, и лишь на выходные родители забирают их домой. Но мы так не смогли», — говорит мама Киры. Поэтому каждое утро отец отвозил Киру утром на занятия, а вечером забирал домой, чтобы вся семья была вместе. А днем отвозил на занятия Кириного младшего брата. Только на бензин каждый месяц из семейного бюджета теперь уходило до 30-ти тысяч. Так продолжалось три тяжелых для родителей года, но мысли оставить Киру жить в интернате от каникул до каникул Моргуновы даже не допускали. «Мы правда очень дружные. В одной комнате можем сидеть рядышком хоть целый год и не устанем друг от друга».
Но хорошая новость была в том, что все эти усилия не прошли даром — в новой школе Кире очень понравилось. В интернате много времени и сил уделялось социализации учеников, так что все проблемы с общением исчезли. Появились новые друзья и увлечения: Кира занималась плаванием, жестовым пением, много разговаривала и больше не замыкалась в себе. Вот только разговаривала она все больше на жестовом языке, даже дома. И это было неожиданно для родителей. Они давно решили, что хотят для Киры не изоляции по диагнозу (пусть даже и внутри большого сообщества), а как можно больше возможностей в самой обычной жизни. Мама старалась не расстраиваться, когда видела, что Кира все больше отстает в устной речи от сверстников и даже от младшего брата. Этот контраст усиливался с каждым годом: Семен приносил из школы новые словечки и выражения, шутки и мемы, а Кирина лексика словно законсервировалась на уровне 2 класса. Родители были не против использования жестового языка в школе, но дома он стал для них символом отказа от речи, которую они с таким трудом сохраняли у дочки.
В конце шестого класса на семейном совете было решено вернуться в прежнюю гимназию. Но теперь опытные родители Киры начали с разговора с учителями и подробных объяснений — как учитывать особенности Киры.
Чем учитель может помочь школьнику с нарушением слуха:
- Во время объяснений и диктантов находиться в зоне видимости неслышащего школьника, внятно артикулировать и не перемещаться по классу.
- Перед тем как начать рассказывать важный материал, задавать вопросы классу или начать диктовку, стоит привлечь внимание ребенка и убедиться, что он смотрит на учителя и слышит его.
- Если у ребенка возникают трудности с восприятием речи учителя, то стоит дополнительно обсудить с родителями и специалистами-сурдологами применение на уроках дополнительных ассистивных технологий, таких как FM-системы, специальные приложения на телефон или выносные микрофоны.
Возвращение Киру расстраивало. Она тосковала по друзьям в интернате, а коммуникация с новым классом и некоторыми учителями никак не складывалась. Были и слезы, и разочарование, и плохие оценки по тем предметам, где нельзя было взять только усидчивостью и терпением. Но дело пошло на лад, когда учителя и родители посоветовались и решили перевести Киру в класс ее брата, рассудив, что лучше потерять один учебный год, зато учиться с дополнительной эмоциональной поддержкой. Это было правильное решение, и в этот раз Кире повезло и с классной руководительницей, и с одноклассниками.
Если школьник носит слуховой аппарат:
- Спросите, как ему удобней общаться: от слухового аппарата можно устать, и тогда в личном общении проще переписываться или пользоваться специальными приложениями в телефоне, преобразующими устную речь в текст.
- При разговоре смотрите в лицо и не отворачивайтесь, чтобы ваши мимика и движение губ были хорошо видны.
- Старайтесь артикулировать четко и не слишком быстро. Не стоит повышать голос (что многие слышащие делают неосознанно, когда видят слуховой аппарат).
- Заранее уточните — как лучше привлекать внимание, если захотите что-то сказать. Самые частые способы: помахать рукой в зоне видимости/тихонько постучать по столу или стулу/слегка похлопать по плечу.
- Общайтесь с человеком, а не диагнозом. Не всем людям с нарушениями слуха или полной глухотой нравится, когда на их особенности обращают внимание или задают слишком личные вопросы.
Несмотря на то, что глухота у Киры все еще прогрессирует, за полтора года в гимназии речь девочки снова стала живой, актуальной, а словарный запас существенно расширился и соответствует ее возрасту. Прически она делает такие, чтобы слуховые аппараты не выделялись. Глухота — это не то, чем Кира хочет запоминаться. Но для того, чтобы диагноз не определял ее жизнь, нужна наша помощь. Устанавливать кохлеарные импланты Кире нельзя, есть противопоказания. Так что ситуацию могут спасти лишь хорошие слуховые аппараты. Те, что Кире предлагают бесплатно, — малоканальные, с низкой чистотой звукопередачи. От них пользы не будет, только слух снизят. А в Кирином случае снижать его уже дальше некуда. Слуха почти не осталось, зато у Киры есть цели. И они — грандиозные.
Ей нужно закончить гимназию настолько хорошо, чтобы поступить в один из лучших московских вузов — МГТУ им. Н. Э. Баумана. Именно там почти 90 лет назад была набрана первая группа из 11 человек с инвалидностью по слуху. И с тех пор знаменитая «Бауманка» — это первый в мире университет и единственный национальный исследовательский университет техники и технологий, который с 1934 года реализует специальные образовательные программы инженерного профессионального образования глухих и слабослышащих. «Бауманка» — пионер в сфере высшего инклюзивного образования, и Кира собирается учиться там ландшафтному дизайну. И на пути к ее мечте — всего один сбор на новые слуховые аппараты. Один из принципов инклюзивного образования: «Каждый имеет право общаться и быть услышанным». Поможем Кире слышать и быть услышанной!
Фонд «АиФ. Доброе сердце» помогает детям и взрослым с тяжелыми и редкими заболеваниями. Мы оказываем медицинскую, юридическую и психологическую поддержку подопечным из самых отдаленных регионов. Поддерживая фонд — вы помогаете не только им, но и их семьям!
помочь